Во что запрягают лошадь

Во что запрягают лошадь

Особенности транспортного средства

Катание на санях – это традиционная русская национальная забава. И тут всегда вспоминаются слова Николая Васильевича Гоголя: «Какой русский не любит быстрой езды?». Но какая же быстрая езда в телеге? Конечно же, великий писатель имел в виду сани. Они и сегодня состоят из полозьев, так называемого кузова и оглоблей. Более подробно рассмотреть их вы можете на фото.

Найденные детали самых древних саней относятся ко второму тысячелетию до нашей эры. На них ездили и в южных странах, и в северных. А для детей, пожалуй, нет и не было лучшей забавы, чем прокатиться по мягким сугробам. В русских деревнях в хозяйстве крестьян сани были незаменимы. На них и ездили, и дрова из лесу возили, и сено скотине доставляли.

Но не был чужд этот вид транспорта и для важных персон. Кроме того, сани всегда считались более престижным видом транспорта, по сравнению с телегой. И как ни странно звучит, но в них не стеснялись князья или богатые купцы прокатиться даже летом по траве. Это и удобнее, и безопаснее, ведь можно быть всегда уверенным, что не отпадет и не сломается колесо. Вот почему такие процессии, как венчание или выезд царя не обходились без этого транспорта.

Сакральное значение

Популярность саней на Руси можно объяснить не только удобством передвижения, но и особым сакральным смыслом этого вида транспорта. Они символизировали средство связи между земным и потусторонним миром. Недаром многие народы, уже имея колесную повозку, по обычаю использовали сани в похоронных обрядах. По народным поверьям на Руси, изначально люди круглый год ездили исключительно на санях. А колеса и возы, как говорят, были придуманы нечистыми.

Виды

Первые сани гениально просты. Кто-то когда-то привязал две жерди к лошади, а сзади положил груз. Таким образом, появился самый первый вид этого транспорта – волокуши. Они и являются первым прототипом всех санок. Сначала их удлинили, затем появились борта, а затем оглобли и дуга. Смотрите фото.

Сегодня существует несколько видов саней: европейские охотничьи, русские беговые, городские, розвальни и современные для спортивной езды на тройках.

  • Розвальни. Этот вид саней раньше был во дворе у каждого крестьянина. Они считались не столько ездовым, сколько рабочим видом транспорта, так как позволяли перевозить большие грузы. Они одновременно достаточно массивные и легкие, а их полозья изготовлялись из дерева. Именно на таких санях ехала боярыня Морозова из известной картины Василия Сурикова.
  • Городские. Эти санки компактные и рассчитаны под одного, максимум два человека. Они имеют узкий полоз и обязательно подреза. Это железные специальные полосы, которые крепились на деревянные полозья для уменьшения раската. Такие санки были своеобразным частным транспортом.
  • Европейские охотничьи. Они отличаются от русских тем, что имеют тормоза. Представляют собой специальные зажимы, которые крепятся на внешнюю сторону полоза.
  • Русские беговые. Такие сани имеют только низкую спинку. Это предназначено для того, чтобы человек, одетый в теплую одежду, мог спокойно вылезти из них, не зацепившись.

Учимся запрягать лошадь

Русская упряжь для саней очень рациональная, в ней нет ни одной лишней детали. Более того, она прекрасно подходит для езды по бездорожью или в снежных заносах. Прежде, чем запрячь коней, нужно, конечно же, разобраться с упряжью. В принципе, она мало чем отличается от той, которая применяется для телеги. Здесь присутствуют все те же детали и все те же комплектующие. Подробнее смотрите на фото-схеме.

Упряжь: 1-шлея; 2-чересседельник; 3-седелка; 4-хомут; 5-дуга; 6-уздечка; 7-супонь; 8-вожжи; 9-оглобля.

Инструкция

  1. Запрягать лошадь в сани, как и телегу, начинаем с одевания уздечки. Обязательно трензель нужно подержать в ладонях, дабы холодным железом не повредить мягкие ткани во рту животного.
  2. Затем в левую руку берем упряжь, в правую — шлею и накладываем ее на корпус лошади таким образом, чтобы седелка оказалась на своем месте. Поправляем гриву, шлеи, чтобы они ровно лежали на теле животного.
  3. Затем затягиваем подпругу, чтобы между шлеей и животом коня помещалось два пальца.
  4. Теперь одеваем хомут — через голову лошади.
  5. После этого можно заводить коня в оглобли. Теперь наша задача заключается в закреплении оглоблей гужами. Одновременно с этим прикрепляем к оглоблям дугу. Более подробно смотрите в статье «Упряжь и основы запряжки лошадей в телегу».
  6. Не забываем оглобли прикреплять к чересседельнику за петлю сиделки.
  7. Затягиваем супонь на хомуте.
  8. Проверяем положение дуги, она должна амортизировать толчки хомута для более комфортного движения животного.
  9. К уздечке пристегиваем вожжи.
  10. Если в сани нужно запрячь тройку, то боковых пристяжных лошадей пристегивают за шлеи.

>Фотогалерея Фото 1. Городские санки Фото 2. Розвальни грузовые Фото 3. Пара фризов с дышловой упряжью Фото 4. Прогулочная оглобельно-дуговая упряжь

Комплектация упряжи

Лошадиная упряжь состоит из многих частей. Некоторые являются типичными, другие применяются только в отдельных способах запряжки. Основные принадлежности упряжи рассматриваются далее.

Уздечка

Она представляет собой довольно сложную конструкцию. Во рту лошади, на его изгибе, помещаются удила. Они представляют собой металлический стержень, у которого к краям прикреплены кольца. От них под подбородком установлен подбородочный ремень. Поводья представляют собой длинную тесьму, концы которой прикреплены к кольцам удил, а средняя часть находится в руках наездника.

Уздечка на лошади

Пара ремней, которые проходят сверху, называются оголовьем. Они позволяют уздечке держаться на голове. Таких ремней имеется два: один проходит сзади ушей, другой – спереди. Под оголовьем проходит ещё один подбородочный ремень.

Существуют несколько конструкций уздечек. Здесь приведена одна из наиболее распространённых. Кавессон для лошади похож на уздечку, но в нём не предусмотрены металлические удила. Его используют вместе с поводком коня во время работы на корде.

Недоуздок

Обычно, когда стоит не запряженная лошадь, это не значит, что на ней вообще отсутствует упряжь. На самом деле на её морде есть ременной недоуздок, который охватывает её снизу и сверху. Снизу к нему прикреплено кольцо, где крепится поводок для лошади. Таким образом, удобно вести лошадь в нужном направлении. Когда приступают к запряжке лошади, недоуздок необходимо снять, а вместо него надеть уздечку.

Шоры

Это ровные пластины, которые располагаются с внешней стороны глаз. Одной из их функций является защита глаз от мелких предметов. Их устанавливают с помощью специальных держателей и располагают так, чтобы они минимально ограничивали обзор и располагались таким образом, что две третьих были ниже уровня глаз.

Обратите внимание! Думая, как запрячь лошадь в телегу, нужно учитывать, что шоры удобны, когда лошадь идёт по автомобильной дороге. В этом случае уменьшится её страх перед автомобилями, которые будут близко мчаться.

Вожжи

Их прикрепляют концами к удилам. Вожжи держит возница, который с их помощью управляет движением лошади.

Хомут

Он предназначается для того, чтобы тягловую силу лошади передать телеге. Принцип его действия состоит в том, чтобы впрячь коня так, чтобы деревянные части плотно прилегали к телу, не мешая дыханию. При этом лошадь толкает хомут всем телом, используя свою силу наиболее эффективным образом.

Ещё польза от него состоит в том, что он снижает вибрацию, передаваемую от телеги, амортизируя её при движении по неровным дорогам.

Обычно его изготавливают из двух мощных деревянных деталей, скреплённых одной стороной вместе. Эти части называются клещами. Когда их надевают через голову лошади, их нижние части раздвигают, а затем их связывают супонью.

Строение хомута

Хомут одевают таким образом, чтобы он плотно облегал тело лошади, но при этом не натирал в процессе езды. Под него подкладывают хомутину, которая представляет собой мягкую и эластичную подкладку.

Хомут устанавливают таким образом, чтобы он не мешал дыханию лошади во время работы.

Шлея представляет собой сложную конструкцию ремней, которые будут охватывать лошадь. Её значение состоит в том, чтобы предохранить хомут от смещения в различных сложных ситуациях. Примером одной из них является ситуация, когда телега едет с горы, и хомут может сдвинуться по направлению к голове лошади.

На заметку! Шлея – это набор ремней, которые с одной стороны прикреплены к хомуту, а с другой – плотно охватывают лошадь в различных направлениях. Один из них проходит вдоль верха крупа лошади, два расположены по бокам. Также предусмотрены два ремня, которые обхватывают туловище в вертикальной плоскости и проходят под крупом лошади.

Оглобли

Она представляет собой деревянную конструкцию, которая передаёт тягловую силу от коня к телеге, куда её запрягли. При этом вертикально расположенная часть, называемая дугой, имеет форму полукруга, к концам которого должны быть прикреплены деревянные направляющие.

Гуж

Когда необходимо оглобли прикрепить к хомуту, их подвязывают специальными очень прочными ременными петлями. Зимой их рекомендуется смазывать дёгтем, чтобы они не стояли колом. Гужи нужно отрегулировать так, чтобы они имели равную длину и обеспечивали правильное положение оглобли: она не должна отклоняться ни в одну, ни в другую сторону.

Натягивают гуж

Кроме этого, дёготь предохранит гужи от впитывания влаги и преждевременного разрушения.

Кроме того, что они прикрепляют оглобли к хомуту, гужи прикрепляют дугу к ним.

Седёлка и подпруга

Их основной функцией является ещё одно прикрепление оглобель. Для этого используют крепкий ремень, который пропускают через кольца сверху и снизу крупа и подвязывают к обеим оглоблям.

Эта деталь упряжи охватывает туловище коня сверху вниз. Верхняя часть, так же, как и нижняя, обычно снабжена кольцами. Одно расположено сверху и два по бокам и чуть ниже. Нижняя петля (есть не всегда) находится в самой нижней её части. Поскольку верхняя часть предназначена для нагрузок, обычно её снабжают войлочной подкладкой, которая снижает трение. Прикрепляют седёлку, затягивая подпругу снизу.

Совет! Если речь идёт о перевозке тяжёлых грузов, впрягают лошадь, используя так называемую горбатую седёлку. Верхняя часть у неё металлическая и согнута под острым углом. Если тяжесть значительная, такое устройство снизит нагрузку на лошадиный круп.

Намордник и воротник

В некоторых случаях, если это необходимо, можно использовать намордник для лошади. Он одевается на переднюю часть морды и закрепляется специальным ремешком, который проходит за ушами.

Намордник силиконовый

Может также использоваться воротник. Его надевают на шею, и он расширяется по направлению вперёд. Его размеры таковы, что лошадь может смотреть только вперёд.

Виды и способы запряжки

В основном, применяются следующие виды упряжи:

  • одноконная;
  • упряжка из двух лошадей;
  • тройка коней;
  • многоконная.

Последний вариант может различаться по количеству запрягаемых лошадей.

Если делается пристяжка, это означает, что одного коня ставят в оглобли, а пристёжная бежит рядом, помогая коренной лошади.

При двух лошадях в запряжке одна коренная, а другая – пристяжная лошадь.

Обратите внимание! Нужно учитывать, что можно запрячь двуколку для лошади своими руками, однако сделать это для большего количества будет затруднительно.

В третьем случае речь идёт о русской тройке лошадей, где обычно одна из лошадей является коренной, а две другие – это пристежные.

Если используют карету с четвёркой лошадей, то один из вариантов состоит в использовании двух пар – двойки выносных, а также двойки коренных.

Другой способ носит название квадриги: четыре лошади при этом бегут в один ряд.

Когда имеется пять лошадей, запрячь коней можно так: в первом ряду ставят три выносных, а за ними – две коренных.

К сведению! Использовать ещё большее количество лошадей при одной запряжке не имеет практического смысла. Однако это иногда может делаться при некоторых развлекательных мероприятиях.

Также есть и другая классификация видов конной упряжи:

  1. Постромочная. Этот способ является наиболее распространённым для использования в сельском хозяйстве. В этом случае дышло и оглобли применять не принято. Одно из достоинств такого способа – это простота. Однако упрощённая сбруя на крутых спусках может привести к травме лошади.
  2. Постромочно-дышловой вариант. При этом способе дышло и оглобли используются, что приводит к более безопасному вождению в случае крутых спусков на дороге. Другие достоинства состоят в том, что становится выше устойчивость животного, а также при сельхозработе повышается эффективность труда животного. Однако в этой ситуации важно правильно запрячь коня, не перетянуть и не перекосить её.
  3. Оглобельно-постромочная. Этот способ характерен тем, что при запряжке не применяется дуга. Однако хомут присоединяется достаточно надёжно с помощью кожаных или металлических фиксаторов. Может применяться также другой вариант, при котором оглобли прикрепляются к седёлке, а не к хомуту. Данный вариант повозки, запряженной лошадью, является очень популярным в различных европейских странах. Его принято называть английской запряжкой.
  4. Оглобельно-дуговой вариант. Данный способ принято считать исключительно российским. В Европе его практически никогда не используют. Этот способ популярен и в случае транспортировки грузов, и для перевозки людей.
  5. Смешанный способ. В рассматриваемом случае в запряжке могут одновременно присутствовать черты нескольких вариантов. Чаще всего при такой запряжке не используется дуга. Этот вариант не принято использовать на тех дорогах, где крутые спуски или подъёмы.

Для верховых поездок способ запряжки существенно отличается.

Правила запряжки

В самом начале с коня снимают недоуздок и надевают уздечку. Её ставят через верх, вставляя удила и закрепляя ремни уздечки. Для того чтобы эта упряжь не смещалась, её закрепляют при помощи капсюля. Это круговой ремешок, который охватывает морду, располагаясь на несколько сантиметров сзади от удил. Его нельзя затягивать до конца. Принято делать это так, чтобы можно было сделать проверочное действие: снизу между ремнём и мордой можно было подсунуть два пальца.

Ещё одна его важная функция состоит в том, чтобы удила не сдвигались вбок, и кольцо не попало в рот.

Необходимо прикрепить седёлку. Она должна обхватывать круп лошади и быть завязана ремнями снизу, чуть сзади по отношению к передним ногам.

Необходимо прикрепить седёлку

Когда одевается хомут, шлея к нему должна быть уже прикреплена. Надевают его через голову. Удобно это делать, перевернув хомут, а затем, надев его, нужно будет поставить правильно.

Одевая оглоблю, нужно расположить дугу внутри оглобель, пропустить гуж позади и над оглоблями, провести его снаружи и петлёй захватить конец дуги.

Обратите внимание! После того, как оглобли прикреплены, нужно затянуть супонь. Чтобы это сделать, надо встать сбоку от коня и несколько раз обернуть её вокруг хомута. После этого необходимо упереться ногой, чтобы притянуть концы друг к другу и закончить обматывание, с усилием обмотав и затянув супонь.

На этом этапе необходимо прикрепить шлею. Она одним концом прикрепляется к хомуту, затем её нужно аккуратно расправить и закрепить.

Теперь надо прикрепить ремнями оглобли к седёлке. Для этого ремень пропускают через верхние петли на ней, через нижнюю петлю и крепко привязывают его к оглоблям.

Основные элементы упряжи

Перед тем, как начать запрягать лошадь, необходимо разобраться – что входит в состав её упряжи.

Любая упряжь имеет следующие необходимые элементы:

  • узда. Является основной частью конской сбруи. Её предназначение – управлять лошадью во время движения. Состоит узда из таких элементов: удила, их кольца, затылочный ремень, двух ремня, располагаемые на щеках, один ремень – на подбородок и один – на лоб;
  • хомут. Основное назначение – передача тягового усилия от лошади к повозке. Состоит из: клещей, гужей, самой хомутины, покрышки, подкладки из войлока, горта и кольца. Чтобы избежать сдавливания шеи животного, хомут должен быть свободным;
  • седелка. Специальное приспособление, с помощью которого закрепляют и поддерживают запряжку. С его помощью конь тянет повозку на 15-ть процентов лучше;
  • подпруга. Устройство для крепления седелки к лошади;
  • шлея. Один из важнейших элементов упряжи. С её помощью держится хомут. Она также не дает ему сползать, если лошадь резко ускоряется или, наоборот, тормозит. Состоит из набора ремней, которые регулируют положение лошади в упряжи и удерживают её в ней;
  • чересседельник. Представляет собой ремень, который проходит через седелку и крепится к оглобле повозки. Именно он удерживает хомут, дуги и оглобли на лошадиной спине. Чересседельник также участвует в передаче тягового усилия от животного к повозке;
  • подбрюшник. Крепится под подпругой и закрепляется на оглобле. Выглядит как еще один ремешок;
  • вожжи. Назначение – управление запряженной лошадью;
  • дуга. Последний в списке, но не последний по важности упряжный элемент. Служит для соединения хомута и оглоблей. Крепится дуга с помощью гужей и является эдаким амортизатором, который смягчает удары и рывки повозки, тем самым облегчая работу животного.

Итак, из чего состоит сбруя, разобрались. Пора переходить непосредственно к запряганию лошади в повозку. Этапы этого процесса мы расскажем на примере одноконной русской упряжки.

Запрягаем лошадей. Этапы процесса

Правильная запряжка лошади заключается в последовательном совершении следующих действий:

  • осмотрите и вычистите лошадь. Затем осмотрите визуально и проверьте руками все элементы упряжи на предмет их целостности. Убедитесь, что ни на одном из элементов нет потертостей, разрывов и прочих слабых мест. Сравните гужи по длине. Если они разные, выровняйте их, в противном случае сбруя будет перекошена, и нормального движения не получится;
  • после предварительно осмотра принесите все элементы сбруи к месту запряжки;
  • подбрюшник и чересседельник соединены одним кольцом. Возьмите их и пропустите ремешки через это кольцо так, чтобы получилась петля. Эту петлю накиньте на оглоблю;
  • затем на самого коня наденьте хомут, седелку и узду. Седелку следует положить так, чтобы она оказалась на нижней части холки животного. Оптимальное её расположение нужно будет еще поискать, так как на спине – слишком низко, а на самой холке – высоковато. Хомут следует надевать только вверх клещами, а уже потом опускать на шею и переворачивать в рабочее положение. Нужно положить хомут так, чтобы он удобно охватывал шею животного;
  • шлею кладем на холку лошади и начинаем её расправлять. Ремешки нужно соединить с пряжками. Ремни затягиваем настолько, чтобы между ними и седалищным бугром пролезала человеческая ладонь;
  • заводим коня в оглобли. Это можно делать несколькими способами.: либо лошадь перешагивает через жердь, либо её заводят задним ходом, либо саму оглоблю накатывают на стоящего неподвижно коня. Последний способ обычно используют при запряжке молодого или пугливого животного;
  • берем дугу и встаем перед мордой коня, глядя на неё. Дугу прислоняем к правой ноге лошади, а левой рукой перекручиваем гуж до тех пор, пока он не станет нужной длины;
  • гуж оставляем на краю оглобли. Берем дугу и вставляем левый её край в гужевую петлю, а правый – перекидываем через жердь оглобли, которая должна оказаться в вырезе. Сама дуга должна оказаться на лошадиной шее;
  • подходим ко второй оглобле и поворачиваем дугу к ней так, чтобы та попала в выемку. Гуж накладываем на оглоблю, а его петлей – крепим к дуге;
  • после этого затягиваем хомут, обматывая его клещи супонью до тех пор, пока они не сомкнутся. При это нужно проследить, чтобы угол между дугой и оглоблей составлял 90 градусов;
  • привязываем коня к жерди левой оглобли. Хомут вставляем после подтяга животного на один шаг назад;
  • надеваем элементы упряжи на голову животного. На шею накидываем повод, темляк крепим к гуже. Следует сделать это так, чтобы после крепления лошадь могла поднять голову. Чтобы не болтались, ремни перекидываем через оглобли;
  • в последнюю очередь крепим вожжи к удилам. Лучше всего одну вожжу пропустить над гужем, и вторую – под ним.

Одиночная оглобельно-дуговая русская запряжка

Какие бывают виды запряжки лошадей?

В настоящее время применяются три основных вида запряжки этих животных в повозку:

Полезная информация
1 одноконная
2 пароконная
3 многооконная

В европейских странах многооконная запряжка делится на четырехконную, шестиконную и восьмиконную, в зависимости от числа лошадей.

Упряжь бывает таких видов:

  • дуговая;
  • бездуговая;
  • транспортная;
  • выездная.

При запрягании двух лошадей часто используется постромочно-дышловая упряжь.

Часто такая упряжка является единственно доступной при выполнении сельскохозяйственных работ. Однако, для использования такого способа, телега либо сани заранее должны быть с дышлом. Оно представляет собой еще одну оглоблю, которая крепится посередине.

Бывает еще постромочный способ запряжки, применение которого более разнообразно. Таким образом можно прикрепить к лошади не только повозку, но и плуг для вспашки.

В заключении хочется сказать, что запряженный в сани или в телегу конь – прекрасное подспорье при ведении сельского хозяйства. И хотя правильно запрячь лошадь – дело непростое, требующее сноровки и определенного опыта, нужно помнить, что от того, правильно или нет Вы запрягли животное, зависит не только здоровье животного, но и Ваша собственная безопасность.

как правильно запрячь лошадь в русскую дуговую упряжь Заголовок как правильно запрячь лошадь в русскую дуговую упряжь Время просмотра 20:37 Заголовок Как запрячь лошадь Время просмотра 3:36 Заголовок Как запрячь лошадь с помощью шорки. (Евроупряжь) // Жизнь в деревне. Время просмотра 10:53

Рейтинг автора Автор статьи Игорь Николаев Написано статей 788

Состав упряжки

О том, что лошадь нужно запрягать, знает каждый, однако не все разбираются в строении упряжи, обеспечивающей осуществление задуманных действий. Следует запомнить, что упряжь имеет несколько главных составных элементов, которые мы ниже рассмотрим более подробно.

  1. Узда — наиболее доминантная составляющая, обязательная для управления животным во время езды. Узда представляет собой затылочный ремень, удило с кольцом. Она оснащена двумя ремнями на щеках и подбородке.
  2. Седелка — особое приспособление, прикрепляющее и фиксирующее запряжку, способную повысить тягу.
  3. Подпруга — элемент, который направлен на удержание седелки.
  4. Шлея — элемент, который позволяет удерживать хомут и фиксировать его во время передвижения. По виду это несколько регулирующихся ремешков.
  5. Чересседельник — ремень, который проходит в седелке. Креплением является оглобля. Подобный ремешок позволяет удерживать и фиксировать многие основные компоненты упряжи и осуществлять тягу.
  6. Хомут — элемент, служащий для обеспечения тяги от коня к устройству передвижения. Хомутина, клещи, покрышка, гужи, войлочная подкладка, кольцо и горт входят в состав хомута. Избавить лошадей от сдавливания можно с помощью «послабления» хомута.
  7. Подбрюшник — ремень, из названия которого уже ясно, где он крепится. Нужен для фиксации.
  8. Вожжи — компонент особенно важный, ведь благодаря ему движется повозка.
  9. Дуга — приспособление, которое служит соединительным элементом, амортизатором: гуж «сводит» хомут и оглоблю для смягчения рывков, ударов.

Повозка и телега могут передвигаться правильно, только если при запряжке учитывается важность каждого из элементов.

Разнообразие запряжек для лошадей

Помимо конструкции упряжки, чтобы разобраться в том, как запрячь лошадь, нужно рассмотреть и типы данного компонента. Упряжка необходима, для того чтобы обеспечить тяговое усиление с лошади на телегу, сани, карету. Для сохранения работоспособности подбирается индивидуальный вариант упряжи, регулирующий размер и подходящий телосложению.

На сегодняшний день запрягают лошадь несколькими способами. Как называется и чем отличается каждый из них?

  1. Постромочный. Данный способ является самым простым, ведь запряжка не оснащена дышлом, дугой и не имеет оглобель. Другое название упряжки — пристяжка. Способ идеален, для того чтобы запрячь экипажи, телегу и выполнять сельскохозяйственные работы. Лошадей запрягают путем накладывания шлеи и фиксации повозочного кольца.
  2. Оглобельно-дуговой способ идеален для запряжки лошади в традиционную телегу. Для этого следует проверить наличие сиделки, чересседельника, гужей, супони, дуг и нарытника. Подбирать хомут нужно, исходя из размеров лошади, ведь он должен облегать плечи коня, наподобие воротника. Для сужения хомута используют войлочные нашивки. Подобрав маленький хомут, необходимо отказаться от него сразу же. Запрячь лошадь нужно обязательно с чересседельником и сиделкой, дабы тонкий животный покров не был повреждён ремнем. Чересседельник натягивают и пропускают по верхней части. Данный элемент служит распределителем давления для лошадей. Важность дуги состоит в обеспечении правильного положения оглоблей.
  3. Постромочно-дышловая запряжка (иначе называется парная) подходит только для 2-х животных, что особенно уместно в сельской местности при выполнении тяжелых хозяйственных операций. Парная запряжка предусматривает телегу, оснащённую дышлом (оглоблей, которая находится в центре). Именно к оглобле и пристегиваются кони и лошади. Запряжка состоит из постромков, нашильников и нагрудников. Нужно придерживаться определенного порядка действий, чтобы запрягаемые лошади чувствовали себя комфортно и обеспечили вас качественной работой. Вначале кони помещаются в уздечки и хомуты, после чего расставляются по 2 сторонам от оглобли. Дышло одевается в нашильник (это касается обоих животных) и фиксируется в нагрудном кольце. Благодаря нашильникам, есть возможность контроля над натяжением и фиксацией хомута. Последним этапом является закрепление нагрудников и пристегивание вожжей.

Если лошадей больше двух, то подойдет запряжка цугом. Лошадь, правильно запряженная в повозку, не только избавит от лишних хлопот, но и действительно порадует своей работой. Единственное, что нужно знать, — конструкцию и типологию упряжки. После изучения теоретического материала переход к практике будет простым и быстрым.

Процесс запряжки лошади

Вне зависимости от того, куда вы направляетесь, нужно обеспечить и себя, и лошадей безопасностью, а это возможно лишь при правильной упряжке. Как выполняется русская одноконная запряжка? Важно последовательно и чётко следовать описанным профессионалами шагам.

  1. В самом начале нужно как следует осмотреть и вымыть лошадь. Важно не только проверить её самочувствие, но и проанализировать, не повреждена ли упряжка и все её составляющие: нигде не должно быть никаких трещин и разрывов. При обнаружении разных по длине гужей важно уравнять их, чтобы не привести к ухудшению передвижения. После осмотра животного и телеги можно переходить к остальным составляющим.
  2. Нужно соединить подбрюшник с чересседельником с помощью кольца. После продевания внутрь необходимо сделать петельку — ею покрывается оглобля.
  3. Коней одевают в хомут, оснащают уздой и седелкой внизу холки. Для правильного расположения хомута нужно постараться, ведь он может находиться только клещами к верху. После можно опустить его и перевернуть на шее, зафиксировав при необходимости.
  4. На следующем этапе ремни и пряжки соединяются туго настолько, насколько может проходить ладошка.
  5. Коня заводят в оглоблю. Для этого нужно выбрать один из вариантов: животное может самостоятельно перешагнуть чрез жердочку оглобли либо его заводят в неё задом. Также можно использовать метод накатывания для пугливых или молодых животных.
  6. Берётся дуга и прислоняется к лошади справа, с помощью левой руки перекручивают и подгоняют гужи под необходимый размер. Важно расположить их около края оглобли.
  7. Дуга продевается с левой стороны петли, второй край перекладывается сквозь оглоблю. При этом важно следить за тем, чтобы петля оказалось внутри дуги, которая находится на шее. Дуга поворачивается выемкой в сторону оглобли, на которую накладывают гуж. Хомут затягивается, клещи обматываются супонью. После их соприкосновения надо следить за расположением дуги и оглобли под прямым углом.
  8. Необходимо привязать животное к левой оглобле. Начинать вставлять хомут можно лишь после подтягивания лошади на шаг назад.
  9. Голова накидывается поводом, гуж прикрепляют с темляком таким образом, чтобы не дать лошади поднять её. Каждый ремень кидается через оглоблю, чтобы не допустить «болтания».
  10. Удило крепится с вожжами.

Так и запрягается лошадь в повозку. Если всё сделано правильно, то вы гарантировано получите безопасную езду и сохраните в норме здоровье животного. Помните, что многое зависит от частоты тренировок, ведь кони являются далеко не простыми животными, потому нужно не только найти к ним подход, но и обладать запасом соответствующих знаний.

Правильно запряжённые лошади и повозка — залог безопасной поездки. На сегодняшний день используют несколько видов упряжек: для одного, двух и более коней. Европейские конюхи разделяют многооконную упряжку для 4-х, 6-х, 8-х животных. Упряжка, к тому же, может быть дуговой, бездуговой, выездной и транспортной. Для работы с 2 лошадьми используют постромочно-дышловой способ, а для прикрепления плуга и экипажа — постромочный. Запряженные красавцы являются качественными и полезными работниками в сфере сельского хозяйства.

Рекомендации от профессионалов

Разобравшись с тем, как выглядит и что представляет собой лошадь, запряженная в телегу, не помешает рассмотреть советы, которые, возможно, облегчат процесс упряжки.

  1. Для того чтобы животное не отказывалось от мундштука, можно воспользоваться мёдом либо мятным маслом. Следует смазывать его до тех пор, пока лошадь не приспособится. Вставляя мундштук, важно проследить за тем, чтобы не ударить животное по челюсти, ведь это приводит к серьёзным повреждениям. В зимние морозы следует следить, чтобы мундштук был достаточно утеплен.
  2. При чистке копыт важно обезопасить себя от возможных ударов, потому лучше стоять сбоку либо повернувшись спиной к голове животного.
  3. Если повозка старая и повреждённая, её надо отремонтировать.
  4. Во время первых попыток запряжки лучше воспользоваться помощью опытных товарищей. Особенно важно не поддаваться панике и резким движениям.
  5. При надевании любых составляющих упряжки лучше не совершать резких движений, дабы лошадь не была напугана. Подходить к ней можно только после предварительного расположения руки на плече.
  6. Занимаясь прикреплением вожжей, требуется следить за тем, чтобы застежки были повёрнуты во внешнюю сторону и не ранили животное.
  7. При одевании седла и узды можно подходить к животному только слева. В дальнейшем можно приучить животных к всестороннему контакту.
  8. Седло не должно приносить никакого дискомфорта.
  9. Старые стременные крепления регулируются петлями, однако становиться на них запрещено, иначе не избежать растяжения.
  10. При запряжке никогда нельзя становиться на колени либо присаживаться, ведь животное может причинить серьёзный ущерб.

Такая простая мера безопасности, как шлем, почему-то часто не учитывается при поездках на верховой лошади. Однако этот элемент экипировки должен быть постоянным спутником, причём хранить и содержать его нужно по особым правилам. Для езды подойдут только шлемы, срок годности которых не превышает 5 лет.

Как оказалось, запрячь коня в сани либо телегу может далеко не каждый желающий, ведь это требует от человека определённых умений и самоотдачи.

Запрягание лошади ‒ правила и пошаговая инструкция

Если новичок-коневод не знает, как запрягать лошадь правильно, то и не стоит использовать животное, так как при несоблюдении правил и техники конь и непосредственно наездник подвергаются травмированию. Методов создания упряжи существует множество. Их выбор зависит от цели – для верховой прогулки, езды на тележке или санях, перевозки грузов и т. д.

Упряжь для животного подбирается на индивидуальном уровне – она не должна создавать болевые и дискомфортные ощущения. Вмещает в себя несколько элементов, которые исполняют определенные функции.

Это сложнейшая конструкция, состоящая из нескольких деталей:

  1. На изгибе ротовой полости коня устанавливаются удила. Это стержень из металла, по краям которого находятся кольца.
  2. От колец идет подборочный ремешок, расположенный в области подбородка. Данные поводья довольно длинные, поэтому их середина всегда располагается у наездника в руках.
  3. Уздечка держится за счет оголовья (два ремня, проходящие спереди и сзади ушей).

Этот элемент выполняет функцию уздечки, но только в том случае, когда лошадь находится в распряженном виде. Недоуздок представляет собой ремень, охватывающий морду животного внизу и вверху. К нижней части крепится кольцо, на которое устанавливается поводок. В момент запряжки недоуздок снимается.

Основное назначение шор – ограничение обзора лошади по сторонам. Они устанавливаются на внешнюю сторону глаз так, чтобы их расположение было немного ниже уровня зрительных аппаратов. Прикрепляются посредством держателей. Особенно важно использовать шоры, когда конь передвигается по автомагистрали. Это снижает риск испуга животного.

При помощи вожжевых деталей осуществляется управление лошадью. Они закрепляются к удилам, удерживаются возницей.

Хомут запрягается только в том случае, если лошадь должна тянуть воз, так как главным предназначением элемента является передача тяговой силы от коня тележке. Сделан хомут из таких деталей:

  1. Прочнейшие 2 элемента (деревянные клещи), которые скрепляются между собой снизу. Надеваются на голову коня. Для этого раздвигается нижняя зона, после соединяется при помощи супони.
  2. Чтобы деревянные клещи не натирали тело животного, под них укладывается хомутина (подкладка), сделанная из эластичной и мягкой ткани.
  3. К хомуту крепится шлея, состоящая из ремешков, охватывающих туловище лошади в различных направлениях. Место расположения: 2 шлеи по бокам, одна – по верхней поверхности лошадиного крупа, еще две – по вертикали. Это необходимо, чтобы хомут не смещался при непредвиденных ситуациях.

Хомут должен прилегать к телу достаточно плотно, но так, чтобы конь мог беспрепятственно дышать. При помощи этого элемента сила животного используется наиболее эффективно, а также отсутствует вибрация при движении телеги на неровной поверхности.

Это деревянные направляющие, которые крепятся к вертикальным дугам в виде полукруга. Оглобли напрямую взаимосвязаны с хомутом.

Гужи

Гужи представляют собой ременные петли, которые подвязывают оглобли к хомуту. Благодаря гужам обеспечивается точное положение оглоблей (исключается отклонение по сторонам), поэтому длина должна быть одинаковой.

Специалисты настоятельно рекомендуют смазывать гужевые детали дегтем, что не даст возможности влажности накапливаться в них (из-за чего они разрушаются).

При помощи подпруги и седёлки закрепляется оглобель. Используется ремень повышенной прочности, который проходит через кольца (по нижней и верхней части крупа) и подвязывается к 2-ум оглоблям. Данный элемент располагают по туловищу через кольца ‒ сверху, снизу, по бокам. Вверху обязательно подкладывается мягкая войлочная ткань для снижения трения. После крепления седёлки подпруга затягивается снизу.

Указанные элементы применяются только в случае необходимости. Обычный намордник надевают на морду лошади спереди, после чего крепят ремнем, расположенным за ушами. Воротник крепят к шейной области коня, после чего расширяют по переднему направлению. При этом животное не сможет смотреть по сторонам.

Оглобельно-дуговая запряжка

Данный способ запрягания коней идеально подходит для одноконной русской телеги. Для запряжки понадобится хомут, шлеи, супони, сидёлка, чересседельник, дуга.

1 — удила; 2 — узда; 3 — дуга; 4 — повод с темляком; 5 — зга; 6 — седелка; 7 — чересседельник; 8 — шлея : 8а — продольный ремень, 8б — поперечные ремни, 8в — откосный ремень, 8г — ободовый ремень, 8д — мочка; 9 — оглобля: 9а — гребенка, 9б — тяж; 10 — подбрюшник; 11 — подпруга; 12 — гуж; 13 — хомут; 14 — супонь; 15 — вожжи

Процесс снаряжения амуниции:

  1. Первое, что надевается, – узда. Во время холодов железные удила согреваются (предварительно занести в теплое помещение или подержать в руках несколько минут). В противном случае металл передаст холод телу животного, после чего начнутся воспалительные процессы в мягких тканях.
  2. Далее левой рукой беремся за упряжь, а в правую кладем сидёлку и чересседельник. Потом накладывается на спину сидёлка. Делать это нужно в определенной последовательности: уложить на участок, расположенный около холки, расправить шерсть, разложить по спине. Таким образом, верхняя часть должна находиться на холке, нижняя – на расстоянии от 9-го до 15-го ребра на спине. При этом шлея должна спускаться до уровня локтя лошади.
  3. Следом надо затянуть подпругу. Между кожей животного и шлеей необходимо оставить расстояние в 3-5 см.
  4. Следующий шаг – накладывание хомута. Перевернуть нижней стороной вверх, продеть через голову коня. В самой узкой зоне шеи перевернуть хомут, придав правильное положение. Осталось расправить гриву и набросить шлею.
  5. Завести животное в оглобли, кончики которой должны быть на одном уровне с гужей.
  6. К оглобле справа, а потом слева, прикрепить чересседельник за петли, расположенные на сидёлке.
  7. Затем дуга подводится с нижней левой зоны под оглоблю, обгибается против хода часов, конец вдевается в петлю. Снова обогнуть оглоблю и уложить дугу на хомут. В итоге кончик справа должен соприкоснуться с оглоблей этой же стороны. Аналогичным образом поступают с петлей гужи справа.
  8. Взять в руки супонь, стянуть хомут за оба края. Оба концы должны сомкнуться. Если не получается, то надо удлинить гужи. Бывает такое, что хомут смыкается, но дужки не имеют правильного положения. Ошибка в этом случае заключается в том, что гужи слишком длинные.
  9. Пристегнуть вожжи к уздечке. Особенность: вожжи можно продевать через середину или снаружи дуги. Первое нужно сделать тогда, когда конь не слушается повода.

Полезные рекомендации:

  • гужи не должны находиться спереди дуги;
  • хомут подбирается по индивидуальному размеру коня (при точном соответствии он плотно прилегает к плечам);
  • если хомут, который есть в наличии, большой, на внутреннюю его часть нашивается войлочная ткань;
  • если хомут маленький, использовать его нельзя;
  • запрещено накладывать только чересседельник (без сиделки) – это чревато травмированием кожного покрова лошади.

Постромочно-дышловая запряжка (пароконная запряжка)

Такая запряжка применяется при паре коней, которые используются в сельском хозяйстве. Обязательное условие – наличие дышла на телеге. Это одна оглобля, расположенная точно по центру, к которой пристегивают лошадей по отдельности. Дополнительно берут нагрудник, постромки, нашильник.

1 — кочеток; 2 — вага; 3 — валек; 4 — постромка; б — передняя вага; 6 — нашильник; 7 — нагрудник; 8 — дышло

Процесс запряжки:

  • надеть уздечку и хомут на каждое животное;
  • поставить коней с 2-х сторон дышла;
  • натянуть нашильник на дышло, закрепить на нагрудниках в кольце;
  • зафиксировать хомут, правильно натянуть постромки;
  • прикрепить нагрудник за постромок и хомут;
  • вожжи пристегнуть к уздечке.

Постромочная запряжка

Данный метод запряжки считается простейшим и самым быстрым. Здесь не понадобится ни дышло, ни дуга, ни оглобля. Поэтому способ носит и другое название – пристяжка.

Спектр применения широкий – тележка, плуг, борона, экипаж. Постромочная упряжь напоминает оглобельно-дуговую запряжку. Основана на накладывании шлеи и пристёгивании ремня за воз (для этого есть специальное кольцо).

Еще существует смешанный тип запрягания лошади, суть которого заключается в использовании одновременно нескольких видов запряжки. Применяется преимущественно для телег с грузами и людьми.

Этапы и правила запряжки

Процесс запрягания лошади состоит из нескольких этапов, которые имеют свои особенности:

  1. Крепление уздечки. Деталь берут в левую руку, подходят к коню с этой же стороны. Далее правой конечностью надо обхватить жеребца за шею и слегка притянуть к себе. Этим вы животное обуздаете. После вставьте в рот удила так, чтобы уголки ротовой полости были приподняты на пару складок. Обязательно подтягиваются все ремни. Таким образом, нащечные и суголовные элементы должны поддерживать удила, переносные и налобные тесьмы должны быть свободными настолько, чтобы под ними помещалось пару мужских пальцев. Под подбородным ремешком должен разместиться целый кулак.
  2. Крепление хомута. Хомут надо вставить так, чтобы он уперся о гребешок в начале холки. С боку укладывается на мускулы, которые находятся на лопаточной оси спереди. Снизу лопатки устанавливается хомутина в начале шеи над соколком. Когда крепление окончено, необходимо вставить ладонь ребром и провести от верхней зоны бугра плеч и лопаток до внутренней части.
  3. Крепление седелки. Она должна укладываться равномерно по всей спине, начиная с нижней половины холки.
  4. Крепление шлей. Шлея укладывается на холку, после чего расправляется по ходу к крупу. Далее пряжка пристегивается к ремням хомута и подгоняется по необходимому размеру. Правильное положение: ладошка должна свободно проходить между седалищным бугром и ободочным ремешком.
  5. Крепление чересседельника и подбрюшника. Это разные ремни, прикрепленные к единому кольцу. Их необходимо пропустить через него так, чтобы получилась петля, которая надевается на оглоблю.
  6. Заведение в оглобли. Можно использовать разные способы:
    • перешагнуть жердь;
    • накатить элемент на коня;
    • осадить в деталь около повозки.
  7. Закрепление дуги. Нужно встать перед оглоблей так, чтобы морда лошади смотрела вам в лицо. Приставить дугу к ноге справа, а левой рукой ухватиться за гужи, после чего их нужно растянуть и слегка перекрутить (при необходимости), подгоняя длину. Уложить гуж на оглоблю, вставить левый конец дуги (её поднимают так, чтобы кольцо находилось «от человека») в гужевую петлю.
    Далее нужно переложить конец дуги слева перед гужем через оглоблю, разворачивая кольцом вперед. Таким образом, оглобля укладывается в отверстие дуги, которая накладывается на шею животного. Со второй оглоблей поступаем аналогично.
  8. Фиксирование хомута. Для затягивания детали необходимо встать с левой стороны от коня и обмотать супонью клещи 1 раз. Упереться ногами в клещи и стянуть супонь, снова обмотав ее.
  9. Заправки ремней. Для удобства ремень удерживается правой рукой (большим пальцем), а левой – нужно надавить на клещи справа. В результате этого должна образоваться щель, через которую просовывают вниз конец супони, которую надо затянуть до упора, после чего конец поднимается вверх. В получившуюся петлю пропустить еще одну петельку и снова затянуть и обмотать супонью, кончик которой складывается в 2 раза и продевается в петлю.
  10. Крепление повода. Поводок перекрестить и натянуть, после чего накинуть на шею лошади. Пропустить темляк сквозь кольцо, расположенное на дуге, и привязать к одной гуже. Длина должна соответствовать расстоянию, на которое конь сможет вытянуть шею. При этом наклоняться слишком низко она не должна.
  11. Крепление вожжей. В некоторых случаях гужи оснащаются кольцами. Тогда необходимо вожжи пропускать через них. Если же кольца отсутствуют, то одна вожжа накладывается над гужей, а вторая – под ней.

Смотрите видеоинструкцию по правильному запряганию лошади:

Как приучить лошадь к упряжке?

Каждая лошадь нуждается в приучении и особенно в привыкании к упряжке. На это может уйти достаточно много времени, так как процесс проводится последовательно. Специалисты рекомендуют придерживаться следующих правил:

  • Самое первое, что надо сделать, – это научить коня слушаться хозяина. Для этого используются различные команды. Например, повернуть вправо/влево, стоять, идти и т. д. Грамотное содержание и уход за лошадью помогут создать благоприятную атмосферу для обучения.
  • Еще до запряжки необходимо надевать седло и выводить лошадь на улицу. Обязательно потребуется помощник, который поможет справиться с непослушным животным.
  • После того, как жеребец привыкнет к седлу, можно смело на него садиться. Во время езды старайтесь управлять им при помощи вожжей и команд.
  • Обязательно хвалите коня за каждое правильно выполненное задание. Ваш голос должен быть мягким. Можно дать и любимое лакомство.
  • Езда в седле начинается с небольшого промежутка времени. В первый раз достаточно проехаться 10 минут, во второй – 20 и т. д.
  • При выездах обратите внимание на населенность местности – желательно, чтобы незнакомые люди и машины не находились поблизости.
  • Погода при заездах должна быть благоприятной.
  • Перед выездами хорошо покормите своего любимца, но в этом случае лучше вскармливать сеном и минимальным количеством овса. Это необходимо для того, чтобы вызвать у коня желание получить лакомство.
  • В перерывах между ездой постепенно приучайте к запряжке – все элементы надевайте аккуратно и медленно, не осуществляйте резких движений, не допускайте дискомфортных и болевых ощущений.
  • Когда наступит момент присоединения телеги, обратите на неё внимание – она не должна громыхать, сильно скрипеть и быть в непосредственной близости к ногам лошади.

Чтобы животное во время запрягания не испытывало мук длительное время, обязательно изучите инструкцию, как правильно и быстро это делать. На первых этапах, если вы новичок, обязательно воспользуйтесь услугами инструктора, который расскажет и покажет, как запрягаются кони.


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *