Владимирские лошади

Владимирские лошади

Владимирский тяжеловоз (Vladimir heavy draft) — тяжелоупряжная порода лошадей, выведенная в СССР. Эти лошади сыграли большую роль в восстановлении народного хозяйства СССР в послевоенные годы. В 1935 году началась работа по созданию породы. Сильная рабочая лошадь в России была нужна всегда. Но особенно остро такая необходимость возникла в конце XIX века, когда на смену деревянным сохе и бороне пришли тяжелые железные плуги и бороны. С ними уже не могла справиться обычная крестьянская лошадка, хоть и выносливая, но слабосильная, тем более на тяжелых суглинках так называемого Владимирского ополья — нынешних Владимирской и Ивановской областей.

В начале XX века состав Гаврилово-Посадской государственной конюшни пополнился жеребцами клейдесдальской и шайрской пород, от которых получали улучшенных крупных помесей тяжеловозного типа. Многолетнее разведение высококровных помесей (преимущественно от клейдесдальских жеребцов) вокруг Гаврилово-Посада, Юрьев-Польского, Суздаля завершилось в 1946 году официальным утверждением новой породы — владимирской тяжеловозной.

Экстерьер: довольно большая, сухая, часто с выпуклым профилем, напоминающим профиль головы клейдесдалей; шея длинная и мускулистая, холка длинная, средне выраженная; корпус удлинённый; не очень глубокая грудная клетка, с округлыми ребрами; спина не всегда прямая; круп часто спущенный; сухие, относительно высокие конечности; копыта крупные, прочные и плоские.

У владимирского тяжеловоза нежный, уравновешенный характер и приятный темперамент. Это энергичные и подвижные лошади. Порода довольно скороспелая, молодняк в нормальных условиях к 1,5 годам достигает веса 500 кг. В 3 года лошади поступают в расплод и на хозяйственные работы.

Масти чаще гнедая, рыже-чалая, рыжая, реже серая.

Добавьте к этому разнообразие оттенков гнедой масти — от золотистого до темно-вишневого, эффектные отметины на голове и ногах и обильную оброслость гривы, хвоста и щеток. Ни дать ни взять — сошли эти лошади с васнецовских полотен.

Но основная ценность владимирцев — их работоспособность. Сильные, выносливые, резвые, они способны пробежать 2 км рысью с возом в 1,5 тонны за 5 минут. А шагом преодолеют это же расстояние, но с грузом в 4,5 тонны за 13-15 минут. Шаг у владимирского тяжеловоза уникальный — широкий, с хорошим выносом, большим захватом. Владимирские тяжеловозы также широко использовались в армии.

Эти лошади неприхотливы к условиям содержания. В отношении и заботе они нетребовательны. Порода относится к быстрорастущим — к шести месяцам жеребята могут достигать веса 200 кг.

Как улучшателей их широко использовали на всей территории России, вплоть до Забайкалья. Несколько лет назад на двух владимирских тяжеловозных кобылах был благополучно завершен переход от Москвы до Владивостока.

Владимирские тяжеловозы Гаврилово-Посадского конного завода не раз были признаны чемпионами породы (жеребец Курган, кобыла Криница), становились победителями ежегодных соревнований на лошадях тяжелоупряжных пород (жеребцы Певец, Курган, кобылы Коринка, Венгерка). В 1998 году кобыла Венгерка стала лучшей среди всех тяжеловозов России в испытаниях на тяговую выносливость, преодолев 420 метров с грузом в 9 тонн!

Как ни странно, но в Российской Империи — крупнейшей конной державе своего времени — не было собственной породы тяжелоупряжных лошадей. На транспорте, в сельском хозяйстве и в армии обходились обычными верховыми или универсальными породами, тогда как в Европе для тяжелых работ привлекались специализированные породы. Лишь под конец XIX века в нашей стране всерьез занялись исправлением ситуации и приступили к выведению собственной тяжеловозной породы. И хотя порода лошадь владимирский тяжеловоз появилась в эпоху стремительной механизации, она всё равно сыграла весьма значительную роль в экономике тогда уже Советского Союза.

История лошади владимирский тяжеловоз

Несмотря на отсутствие полноценной тяжелоупряжной породы, потребность в таких лошадях царская Россия испытывала немалую. Отчасти этот спрос удовлетворяли универсальные рабочие лошади, среди которых особенно сильными и выносливыми считались животные, разводимые во Владимирском ополье. Этот природно-исторический регион обеспечивал сильными выносливыми лошадьми все ближайшие крупные города — Москву, Ярославль, Владимир и т.д.

Еще со времен Ивана Грозного здесь (а именно в Гавриловом Посаде) находился дворцовый конный завод, который в начале XVIII века занялся целенаправленным разведением тяжелоупряжных лошадей. Однако долгое время эти работы сводились к простой селекции, поэтому для ускорения результата в 1886 году была создана Гаврило-Посадская государственная заводская конюшня, которая наряду с разведением верховых лошадей приступила к созданию полноценной тяжеловозной породы. Для этих целей на завод были закуплены жеребцы иностранных тяжелоупряжных пород — французские першероны, бельгийские ардены и английские суффолки. В первые годы XX века в экспериментах также стали активно задействовать шотландских клейдесдалей, а с 1910-х гг. — английских шайров.

Работа селекционеров была направлена на скрещивание импортных жеребцов с местными беспородными кобылами, которые, как уже упоминалось, тоже обладали неплохими тяжеловозными качествами. Ключевой задачей такого скрещивания было закрепление у потомства богатырской мощи и великолепного экстерьера импортных родителей, а также хорошей приспособляемости и неприхотливости отечественных кобыл.

За несколько десятилетий экспериментов гаврило-посадский конезавод обеспечил практически полную замену рабочих лошадок на улучшенные помеси во всех окрестных хозяйствах, однако полноценной породы пока еще не было. Селекционная работа носила достаточно хаотичный и несистематизированный характер, и это продолжалось вплоть до 1930-х годов.

В 1936 году вся структура гаврило-посадского конного завода была реформирована и преобразована в Гаврилово-Посадский госплемрассадник. Была проведена систематизация полученных за долгие года результатов и типизация выведенных помесей. Одной из этих помесей и был владимирский тяжеловоз, но порода лошадей с таким названием появилась чуть позже. Потребовалось еще целое десятилетие на то, чтобы убедиться в стабильности основных характеристик породы. Лишь в 1946 году владимирский тяжеловоз был официально зарегистрирован в качестве новой породы лошадей в СССР.

Хотя середина XX века — это уже время активной механизации экономики и заката эпохи лошадей, владимирские тяжеловозы сыграли важную роль в послевоенном восстановлении экономики Советского Союза. В стране отчаянно не хватало тракторов и прочей тяжелой техники, которую, по меньшей мере, еще два десятилетия заменяли тяжелоупряжные лошади, применявшиеся не только в сельском хозяйстве, но также и в армии.

Описание лошади владимирский тяжеловоз

Лучшая отечественная порода тяжеловозов внешне очень сильно напоминает своих иностранных предков. Лошади получились крупными и массивными, значительно превосходящими по габаритам другие тяжеловозные породы, выведенные в России. Высота в холке достигает в среднем 165 — 167 см при обхвате груди в 198 см и обхвате пясти 23,5 см. Вес жеребцов составляет в среднем около 760 кг, кобыл — 585.

У владимирских тяжеловозов крупная голова с характерным выпуклым профилем, мощная шея и косая длинная лопатка. Спина заметно удлиненная, с довольно широкой поясницей и немного спущенным крупом. Одним из самых узнаваемых элементов во внешности представителей породы являются их крепкие костистые ноги с правильной постановкой.

Самой распространенной мастью владимирского тяжеловоза является гнедая, но вороные и рыжие кони также иногда попадаются. Шерсть достаточно густая, хотя и короткая, из-за чего некоторые особи сильно напоминают гигантскую плюшевую игрушку. У владимирцев на зависть большинству верховых лошадей также очень густые грива и хвост. Но и это еще не всё. Как хорошо видно на фото и видео, лошади владимирские тяжеловозы обладают пышной оброслостью ног, которая недвусмысленно говорит о том, что при выведении породы активно использовались британские лошади.

Все владимирцы от природы очень активны и энергичны, что является одним из ключевых признаков породы, перенятым от английских тяжеловозов. Однако эта энергичность не мешает лошадям оставаться в целом достаточно дружелюбными и вполне уравновешенными.

Несмотря на массивность и большие размеры, владимирские тяжеловозы достаточно рано созревают и готовы к размножению уже к исходу третьего года жизни. В этом же возрасте они вполне пригодны для полноценного использования в хозяйстве: для работы в поле или в качестве гужевого транспорта.

Рабочие характеристики владимирского тяжеловоза

Ввиду того, что владимирская тяжеловозная лошадь изначально создавалась для работы в поле и на транспорте, говорить о ее мясных или молочных характеристиках нет никакого смысла. Для этих целей их просто никто не использует. Основной интерес представляют как раз рабочие качества владимирцев.

Согласно официально зарегистрированным рекордам, взрослая рабочая лошадь владимирской породы способна за 5 минут преодолеть рысью 2 км с возом весом 1,5 тонны. Это же расстояние с грузом в 4,5 тонны лошадь преодолевает шагом за 13 — 15 минут. Разумеется, рядовую лошадь вне соревнований редко подвергают столь значительным нагрузкам, но потенциал породы очевиден.

При этом погодные условия никак не сказываются на работоспособности животного: в дождь, снег или жару лошадь будет послушно выполнять команды хозяина и делать самую тяжелую работу.

Уход и содержание лошадей породы владимирский тяжеловоз

Одной из причин, почему вообще было принято решение создавать собственную русскую породу тяжеловозов, вместо разведения импортной, была необходимость приспособить ее к предельно простым условиям содержания и низкокачественным кормам. И владимирский тяжеловоз в полной мере удовлетворил эту потребность.

Однако в любом случае уход и содержание лошадей породы владимирский тяжеловоз всё-таки предусматривает определенный минимум комфорта и сбалансированного рациона. Лошадь должна быть ухоженной. Также владимирский тяжеловоз любит свежий воздух, поэтому ему регулярно нужны прогулки. Не стоит забывать, что порода намеренно создавалась очень энергичной, поэтому для поддержания хорошего здоровья, эту лошадь периодически нужно подвергать физическим нагрузкам. Как минимум нужно давать ей возможность погулять в загоне.

Если животное и в самом деле регулярно используется для выполнения тяжелой физической работы, ему нужно повышенное внимание ветеринара. После трудового дня летом животное можно и даже нужно купать, то есть обдать теплой водой из шланга или ведра. А вот зимой разрешена только сухая чистка.

Что касается кормления, то кроме сена и травы, составляющих основу рациона, лошадь также нуждается в значительном количестве зерновых кормов и витаминах. Зерно содержит много энергии, так необходимой тяжеловозу для работы. Но перекармливать лошадь зерном не следует, так как это вызовет проблемы с желудком. В среднем стандартную норму зерновых для лошади в случае с тяжеловозом нужно увеличить в полтора раза: это и будет оптимальное количество.

То же самое касается и витаминов, без которых лошадь не в состоянии долго справляться с тяжелой работой. А учитывая габариты владимирцев, норма витаминов для них также должна быть увеличена.

Преимущества и недостатки владимирского тяжеловоза

Среди отечественных тяжелоупряжных пород, которых, к слову, не так уж много, владимирский тяжеловоз является одной из лучших, если не лучшей. Однако, как и всякая тяжелоупряжная порода, владимирец обладает комплексом характерных достоинств и недостатков.

К числу достоинств следует отнести:

  1. Отличную работоспособность. Перевозка тяжелых грузов и обработка «тяжелых» почв — именно то, для чего создавалась порода. И хотя сегодня для этих задач используется техника, в некоторых ситуациях владимирская лошадь может с успехом ее заменить.
  2. Хорошую выносливость. Тяжеловозу трудно тягаться с верховой лошадью в скорости, но вот в дальности переходов с телегой или санями ему нет равных. Причем владимирец способен работать без устали в любую погоду.
  3. Неприхотливость. В сравнении с иностранными тяжеловозными породами, владимирская лошадь готова довольствоваться элементарными условиями и простыми кормами.
  4. Великолепный экстерьер. Во внешности владимирского тяжеловоза присутствует по-своему грациозная и в то же время брутальная красота, которая нравится многим коневодам. Особый шарм этим лошадям придают пышная грива и роскошные «кисточки» на ногах. Из-за них лошади сказочно смотрятся, запряженными в карету или красивые сани. Из фото лошадей владимирских тяжеловозов получаются замечательные открытки и постеры.

Недостатки породы очевидны и характерны для всех тяжеловозов:

  1. Низкие верховые качества. Конечно же, как и всякая лошадь, владимирец может без проблем ездить под седлом. Однако соревноваться в скорости с чистопородными скакунами он не может. Впрочем, рядовому поклоннику породы это вовсе и не нужно.
  2. Большие габариты. В некоторых ситуациях это может создавать проблемы. Людям невысокого роста банально может быть неудобно сидеть верхом на столь массивной лошади.

Перспективы разведения владимирского тяжеловоза

Хотя в некоторых регионах нашей страны даже сегодня крестьяне иногда используют лошадей для обработки земли и еще чаще запрягают лошадей в телеги, о массовой необходимости в рабочих тяжеловозах говорить не приходится. В таких обстоятельствах владимирскую лошадь постигла участь многих других отечественных пород — катастрофическое снижение численности поголовья.

Хотя даже сейчас продолжается селекционная работа по дальнейшему совершенствованию породы, численность чистопородного маточного поголовья остается крайне низкой — около сотни маток и пара десятков производителей. Иными словами порода де-факто находится под угрозой исчезновения.

Однако перспективы у породы всё же имеются. Благодаря довольно нарядной внешности (именно над ее улучшением сегодня работают селекционеры) владимирский тяжеловоз отлично подходит для использования в туристическом секторе, в частности в сфере активного отдыха — конного туризма или спортивной охоты. Спокойный и уравновешенный нрав этих лошадок позволяет успешно задействовать их там, где в роли седоков часто выступают совершенно неопытные в верховой езде туристы.

Эффектная внешность владимирцев позволяет с успехом использовать их в городских парках, где горожане охотно катаются в нарядных каретах, запряженных этими красивыми лошадьми.

Кроме того, в последние годы в моду начали входить спортивные состязания с участием тяжеловозов. Причем соревнуются лошади не только в перетаскивании грузов, но и в классических конноспортивных дисциплинах, например, в скачках.

Тяжеловозы — лошади особые, их назначение — перевозка тяжеловесных грузов. Порой невероятного веса и объема. Но как они выглядят? Очень просто — распознать на фото лошадей тяжеловозов сможет даже тот, кто ни разу не видел таких коней. Этому будет способствовать внешний вид этих гигантов.

Шайр Советский тяжеловоз Американская кремовая Битюг Першерон Арденская тяжеловозная Ауксуа — французская тяжеловозная Бельгийский тяжеловоз Брабансон Бретонская тяжеловозная Голландская упряжная Датский тяжеловоз — Ютландская лошадь Австралийский тяжеловоз Английская суффольская Владимирская тяжеловозная порода Итальянский тяжеловоз Клейденсаль Комтойс Латвийский пони тяжеловоз Литовский тяжеловоз Муракозский тяжеловоз Норикер Русский тяжеловоз Тинкер Английский жеребец Крэкер Вороной жеребец Разведение владимирского тяжеловоза Самый резвый тяжеловоз Владимирский всепогодный Конь Ильи Муромца Владимирский красавец Вороно-чалая масть Гнедо-чалая масть Солово-чалая масть Рядом с пони Ребенок на лошади Рыцарский конь Показать еще фото Загружены все фото

Рост — 162-166 см.

Масть — все вариации гнедой, обязательны белые отметины ног и проточины на морде разной наполненности.

Экстерьер — если кратко, то представьте богатырскую лошадь Ильи Муромца, с полотен В. Васнецова. Мощь, сила, величие — все это предстает перед нами в образе владимирца. Горбоносая голова на высокопосаженной дугообразной шее, огромный корпус на сухих крепких конечностях, очень примечательны щетки на ногах, грива волнистая, ниспадающая, хвост практически касается земли.

Краткое описание породы

Главное отличие Владимирского тяжеловоза — его габариты, так вес взрослой особи может достигать 1200 кг, а рост до уровня холки — до 175 см. Помимо роста и веса, лошадь габаритная и в объеме, в обхвате грудная клетка составляет около 2 метров. Да и длина ног удивляет не меньше, в длину одна только пясть составляет 30 см.Череп имеет выпуклый профиль и также массивен, как и сама лошадь. Голова держится на крепкой длинной шее, а туловище отличается шириной и некими косыми лопатками. Конечности у лошади обладают мощной мускулатурой, развитые и длинные, за счет чего лошадь может длительный путь везти тяжелые грузы. Мускулатурой и рельефностью выделяются круп и спина тяжеловоза.

Читайте еще про тяжеловозов:

  • Лошади тяжеловозы — богатыри с кротким характером
  • Фотографии могучих тяжеловозов

Масти лошади могут разниться, но над вороной и бурой преобладают масти гнедая и рыжая по окрасу. Нижняя часть ног у лошади имеет белый окрас, создавая впечатление, будто на лошадь надеты носочки.

В северо-восточной стороне от Москвы в Ивановской и Владимирской областях выводились первые представители Владимирского тяжеловоза, за основу брали клейдесдалей. Коневоды плодотворно трудились над созданием уникальной лошади, вмещающей в себе качества рабочей и тяжелой одновременно лошади, завозя лучших представителей чистокровных пород из Франции и Великобритании. Официально первое появление такой породы приходится на 1886 год, когда была организована и открыта Гаврилово-Посадская государственная конюшня, которая позже экспортировала за приличную плату многие породы коней, в особенности английских клейдесдалей. Массивные и габаритные англичане сводились с непривередливыми и небольшими местными кобылами небольших размеров, после чего потомство смогло получить ценные характеристики: богатырскую силу, красочный экстерьер, высокий показатель адаптивности и колоссальную энергичность.В начале двадцатого столетия все привычные рабочие лошадки были заменены на новую породу улучшенного смешения кровей. Именно благодаря данной породе лошадей аграрная промышленность находилась на стадии рассвета и развития, так как ни одно дело по перевозке тяжелых грузов не обходилось без владимирской тяжеловозной лошадки. И, несмотря на машинизацию, сменившую ручной труд, данная порода лошадей остается востребованной и нужной человечеству.Колоссальный вклад в выведение породы Владимирский тяжеловоз совершили знаменитые клейдесдали: Лорд Джеймс, Глен Альбин и Бордер Бранд, после длительных скрещиваний селекция дала такие результаты. В 1946 году порода признана чистокровной, у которой было одно явное преимущество — сравнительно быстрое взросление и рост жеребцов. Как говорится в записях коневодов, уже к трем годам жеребцы были пригодны к выведению потомства.

Образ жизни в природе

Для того чтобы поближе познакомиться с лошадью породы Владимирский тяжеловоз, нужно в деталях знать, каким характером и нравом обладает животное, какие мероприятия требует по уходу и содержанию, чем питается и чему отдает предпочтение.

Универсальность лошади такой породы заключается в том, что ее могут использовать не только для транспортировки тяжелого груза, но и в качестве верховой лошади под седло. Это возможно благодаря энергичности животного и в то же время его добродушия и дружелюбного настроя к человеку. Лошадь может прекрасно чувствовать себя в городской среде, проявляя равнодушие, уравновешенность, спокойствие перед суетой, а также абсолютную неприхотливость. Лошадь прекрасно идет на контакт с детьми, признает и подчиняется поводу. Поэтому ее часто применяют в туризме для поездок верхом.

Размножение

Владимирский тяжеловоз отличается хорошим показателем плодовитости и скороспелости, так как уже трехлетний жеребец может давать новое потомство. Разводятся лошади только путем слияния чистокровных особей с допущением инбридинга. Правильный уход и скрещивание владимирской кобылы дает 80% успешного получения потомства.

Содержание, уход и питание

Для того чтобы лошадь трудилась на благо человека и давала новое качественное потомство, за ней нужен правильный уход и благоприятные условия содержания. Заключается это в трех пунктах: питание, очищение и отдых.Из-за крупного телосложения владимирский конь нуждается в постоянном кормлении витаминами и зерновыми культурами, основа меню — свежая трава либо сено. Сравнительно с другими породами, владимирская лошадь употребляет в полтора раза больше зерновых культур, тоже самое можно сказать и о витаминах.

Помимо этого лошади нужно как можно больше времяпровождения на свежем воздухе. Ветеринар обязан осматривать лошадь на наличие заболеваний и отклонений от 5 раз в год и чаще. Зимой лошадей нельзя мыть, достаточно тщательной чистки. В теплое время года после плодотворного дня лошади нужен теплый душ.

Применение владимирских тяжеловозов

Сфера задействования владимирских лошадей достаточно разнообразна, как для тяжеловоза. Лошади транспортируют грузы, оказывают неподдельную помощь человеку в сельскохозяйственных работах, двигаются в седле и упряжке. Не остались без должного внимания тройки владимирских коней, так как колоритные и сильные лошади зачастую участвовали в русских торжествах и празднованиях.На текущее время сельское хозяйство и примышленная автоматизирована, поэтому популярность владимирских лошадей не такая актуальная, как в прошлом. Все чаще крупных и шикарных экстерьером тяжеловозов можно увидеть у частников, разводящих разные породы лошадей. Но былая слава наверняка еще не раз вернется таким лошадкам, такую динамику можно наблюдать на протяжении длительного времени.

Интересные факты про владимирских тяжеловозов

Благодаря самым уникальным сведениям о Владимирском тяжеловозе можно узнать его возможности и качества.

  1. Независимо от тяжелого веса и габаритов, лошадь легко справляется со скоростными забегами, демонстрируя неплохие результаты. За три минуты владимирский конь рысью преодолеет с легкостью дистанцию в 1600 метров, что является нормой любого рысака.
  2. За пять минут Владимирский скакун преодолеет путь в 2 км с грузом около 1,5 тонны веса. Такие показатели не могут сравниться с другими породами лошадей.
  3. Такие лошади побили все рекорды, установив личный рекорд всемирного масштаба по строчной доставке груза. Ни одна тяжеловозная лошадь мира не смогла показать такой же результат.
  4. Тяжеловоз владимирский может плодотворно трудиться в любую погоду, адаптируясь к разному типу климата. Любые раздражители и негативные факторы не повлияют на уровень продуктивности животного.
  5. Владимирский тяжеловоз совместил в себе две противоположности: красоту и грацию вместе с крупными габаритами и большим весом.

Фотогаллерея

Тройка владимирский тяжеловоз

Красивый владимирский тяжеловоз

Владимирский тяжеловоз мордашка

Оседлала владимирского тяжеловоза

Сколько стоит владимирский тяжеловоз

Ценовая политика Владимирских тяжеловозов зависит от нескольких факторов: регион происхождения и выведения лошадей, возраст животного, состояние здоровья и показатели активности, вакцинации и документы, подтверждающие родословную. В среднем жеребец возрастом 1-1,5 года в России может стоить от 200 до 250 тысяч рублей.Если другие породы лошадей предлагают кобыл за большую стоимость, то владимирских кобыл продают гораздо дешевле, нежели самцов. При покупке лошади обязательно нужно изучить родословную животного, убедиться в прилежном уходе и содержании прежним владельцем, а также удостовериться в наличии всех вакцин и прививок.

Недостатки лошади породы Владимирский тяжеловоз

Несмотря на мощь и трудолюбие животного, у него есть ряд слабых сторон и недостатков. Например, мягкая спина, которая основывается на неглубоком корпусе. К тому же у лошади наблюдаются плоские ребра, за счет чего лошади в некоторых моментах уступают другим породам, например, Шайру или Суффолькскому коню.

Владимирский тяжеловоз красавец

Зато в списке недостатков крупной тяжело лошади нет ожидаемого показателя низкой скорости. Напротив, тяжеловоз способен в кратчайшие сроки преодолеть длинный путь с грузом в несколько тонн весом. Не осилит конкуренции такая лошадка по чистокровности с высококлассным ахалтекинцем и английской лошадью, хотя список качеств и характеристик у нее предостаточный.

В целом владимирская лошадь совмещает в себе энергичность и усердие, величественную грацию и колоритный экстерьер. Универсальность породы состоит в высоком уровне продуктивности лошади наряду с красивейшим ходом элитного коня.

Это довольно неприхотливая лошадь, способная жить как в условиях конного завода, так и в табуне.

В то же время владимирские тяжеловозы сохранили в своём облике схожесть с ближайшими предками — шайрами и клейдесдалями. Это крупный рост, некоторые особенности экстерьера (например, относительно длинные ноги), обилие белых отметин и сильная оброслость ног.

Происхождение: Россия
Масть: гнедая, рыжая, вороная
Высота в холке: 1, 55 — 1, 65 м
Использование: тяжелая упряжка, русская тройка

Основные сведения о породе

Владимирский тяжеловоз — это порода крупных тяжеловозов (высота в холке — 165см), выведенная во Владимирской и Ивановской областях (Гаврилово-Посадский государственный племенной рассадник) путем скрещивания местных укрупненных крестьянских лошадей с клейдесдалями, шайрами и в меньшей степени суффольками и некоторыми другими. Новая порода официально зарегистрирована в 1946году. Владимирские тяжеловозы отличаются сухостью, подвижностью, легкими свободными движениями на шагу и рыси, энергичным темпераментом, плотной, иногда грубоватой конституцией. Масть главным образом гнедая, реже вороная, часто с большими отметинами на голове и конечностях. Сильно развита оброслость ног. Грива, челка и хвост густые, пышные.

На древних, исконно русских землях Владимирского ополья издавна славилась хорошая рабочая лошадь. В таких больших промышленных центрах, как Москва, Владимир, Ярославль, велик был спрос на крупную ломовую лошадь, а для обработки довольно плодородных, но тяжелых почв она должна была быть сильной и выносливой. Еще в первой четверти XVIII века в Гаврилово-Посаде организовали казенный конный завод, в котором выращивали утяжеленных упряжных лошадей. Улучшению местного континнгента способствовало создание в 1886 году Гаврило-Посадской государственнной заводской конюшни (ГЭК). Первоначально она была укомплектована жеребцами жеребцами верхового и рысистого направления.

Затем стали поступать жеребцы тяжеловозных пород — ардены, першероны и суффольки. С 1901 года их стали вытеснять английские тяжеловозы — клейдесдали, а с 1910 года — шайры. Жеребцов этих пород широко использовали в случке с местными крестьянскими кобылами. Таким образом, в зонедеятельности Гаврило-Посадской ГЭК к началу 3—х годов образовался большой, достаточный для проведения племенной работы массив крупных, утяжеленных лошадей. С этого времени на 98 колхозных и совхозных конефермах началась племенная работа по консолидации полученного типа тяжеловозной лошади методом воспроизводительного скрещивания. Деятельность этих хозяйств возглавил Гаврило — Посадский государственный рассадник. Работа завершилась выведением новой породы лошадей, которая в 1946 году была официально утверждена и получила название владимирский тяжеловоз.

Современные лошади владимирской породы отличаются крупным ростом, крепкой конституцией, гармоничным телосложением, хорошо развитой мускулатурой, выраженным типом упряжной лошади и энергичным темпераментом. Они имеют длинную, с выпуклым профилем голову, мускулистую шею, длинную высокую холку, длинную широкую спину и круп. Ноги у них длинные, правильно поставленные, с хорошо развитыми суставами и средней оброслостью. Масть преобладает гнедая, реже вороная и рыжая, с белыми отметинами на ногах и голове. Шаг длинный и свободный, рысь хорошая.Жеребцы имеют промеры (см): высота в холке -165, косая длина туловища — 173, обхват груди — 207, пясти — 24, 5; их живая масса 760кг, кобылы — 680кг.

Лошади владимирской тяжеловозной породы выносливы в работе, от других крупных тяжеловозов отличаются значительной подвижностью и энергичность. Рекорд по срочной доставке груза рысью, установленный на владимирских тяжеловозах, является и абсолютным рекордом для тяжеловозов всех пород. Совершенствование породы ведется методом чистопородного разведения. В ней выделено несколько линий, в том числе Литого, Ландыша, Холода, Глен Альбина, Аргуса, Шерифа и, кроме того, несколько женских семейств.

Без груза Владимирский тяжеловоз настолько резв, что, несмотря, на большую массивность, многие представители породы могут пробежать рысью 1600 м за 3 минуты, что является стандартом резвости для двухлетних рысаков в России. С грузом 1,5 т Владимирский тяжеловоз может рысью пробежать дистанцию в 2 км за 5 минут или даже резвее. Очень популярны могучие и красивые владимирские тройки.

Помимо своего основного назначения — перевозки тяжестей — владимирские тяжеловозы служили хорошими улучшателями лошадей колхозов и совхозов. Основной метод племенной работы с владимирской породой лошадей — чистопородное разведение по линиям с использованием инбридинга на выдающихся родоначальников и кроссов хорошо сочетающихся линий. Основные линии — Холода (Бордер Бренд — Химера, 1925), Литого (Лорд Джемс — Тавлинка, 1923), Глен Эльбина (Эшенфлауэр — Бэллс Пэгги, 1923) и Кэпитена (Тальма — Нита, 1924).

Владимирские тяжеловозы достаточно скороспелы и плодовиты. В 3 года жеребцов и кобыл случают, в этом же возрасте на них начинают работать. При нормальных условиях кормления и содержания выход жеребят достигает 75—80 %. Лошади хорошо приспособлены к местным условиям и неприхотливы.

История

Владимирская порода создана на племенных фермах колхозов и совхозов Владимирской и Ивановской областей в результате деятельности Гаврилово-Посадской государственной заводской конюшни и Гаврилово-Посадского государственного племенного рассадника лошадей. Официально зарегистрирована в 1946 году.

Выведена владимирская порода путем скрещивания местных лошадей с клейдесдалями и шайрами. Наибольшую роль при формировании породы сыграли клейдесдали, из которых особенно ценными были Лорд Джеймс, гнедой, 1910 г., Бордер Бренд, темно-гнедой, 1910 г. и Глен Албин, гнедой, 1923 г., ставшие основными родоначальниками породы.

Клейдесдали — порода тяжеловозов Англии. Организация Общества коннозаводчиков и издание студбука (1877-1878 г.г.) положили начало утверждению клейдесдальской породы в ее современном типе. Выставки племенных лошадей способствовали формированию типа породы, сочетающей в себе крупный рост, большой вес, энергичность в работе и нарядность форм. Отбор и подбор в этом направлении подкреплялись обильным кормлением племенного молодняка. Живая масса клейдесдалей от 900 до 1100 кг. Промеры: рост 165-172 см., обхват груди 190-202 см., обхват пясти 25-28 см.

Клейдесдали энергичны, обладают производительными движениями на шагу и рыси. Для них характерны массивная, с выпуклым профилем голова, длинная шея, удлиненный, не слишком широкий корпус, косо поставленная лопатка, относительно длинные конечности и отлично развитая мускулатура. Своеобразные черты экстерьера клейдесдалей — густая оброслость ног (фризы) и темно-гнедая масть с белыми отметинами головы и конечностей. Встречаются недостатки: мягкая спина, плоские ребра, неглубокий корпус.

Значительно меньшее влияние на формирование владимирской породы оказали шайры, клички которых встречаются в родословных владимирских тяжеловозов в более отдаленных рядах предков, преимущественно по женской стороне.

Шайрская порода — старейшая и наиболее распространенная порода крупных тяжеловозов в Англии. Консолидация породы и формирование ее типа начались с организацией Общества по разведению шайров (1878 г.), которое стало систематически издавать племенные книги и устраивать выставки лошадей. На выставках демонстрировали племенных жеребцов, кобыл, молодняк и меринов.

Лошади шайрской породы очень крупные и массивные, рост жеребцов варьирует от 165 до 175 см, живая масса 1000-1100 кг.

Голова шайров большая; шея толстая; холка невысокая, широкая; спина широкая, мускулистая, крепкая; поясница короткая; круп широкий, несколько свислый, с хорошей мускулатурой; грудная клетка объемистая, ребра округлые; ноги поражают своей толщиной, впечатление которой усиливается за счет больших фриз — длинных волос, растущих от запястей и скакательных суставов и закрывающих ноги до земли. Наиболее распространенная масть — гнедая, вороная и рыжая с большими белыми отметинами на ногах и голове. Темперамент шайров спокойный. При демонстрациях на выставках они показывают высокую грузоподъемность.

Материнской основой владимирской породы тяжеловозов послужили местные лошади, которые передали породе такие ценные качества, как приспособленность к местным условиям и выносливость в работе.

Для экстерьера владимирских тяжеловозов характерны: голова крупная, длинная, с выпуклым профилем; шея длинная, мускулистая; холка высокая, длинная; спина широкая, нередко несколько мягковата; круп длинный, широкий, раздвоенный, немного свислый или нормального наклона; грудь широкая; ноги длинные, сухие. У некоторых лошадей встречается значительная оброслость ног (фризы) и наклонность к развитию мокрецов. Масть гнедая, реже вороная или рыжая с белыми отметинами ног и головы; темперамент энергичный; движения на шагу и рыси размашистые, свободные. Лошади владимирской породы выносливы в работе, хорошо идут не только шагом, но и рысью.

Очень популярны могучие и красивые владимирские тройки.

Владимирские тяжеловозы достаточно скороспелы и плодовиты. В 3 года жеребцов и кобыл случают, в этом же возрасте на них начинают работать. При нормальных условиях кормления и содержания выход жеребят достигает 75-80 %. Лошади хорошо приспособлены к местным условиям и неприхотливы


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *