Тележки для ульев

Тележки для ульев

Апилифт. Не чертежи, но картинки с размерами

Уже несколько раз я получал на электронную почту письма с просьбой опубликовать чертежи апилифта или подробные фотографии. Имеют люди желание изготовить апилифт своими руками, говорят, уже и материал закупили, и в общих чертах представляют, что к чему, а вот детализации не хватает.

Чертежами я когда-то в училище зарабатывал себе деньги на авиабилеты Самарканд-Москва и обратно, чтобы слетать в отпуск. А сейчас мне их рисовать просто лень, муторное это дело и скучное…

Поехал специально в деревню, разобрал свою тележку, полдня фотографировал ее с разных сторон и снимал размеры. А теперь попытаюсь описать как все устроено, надеюсь, будет понятно. Внизу статьи еще небольшой видеоролик, где я пробовал объяснить работу некоторых частей.

Итак, вот апилифт в сборе, с боковыми зажимами и вилкой для подъема улья под днище.

Дальше я снял зажимы, вилку, подвижную каретку, одно колесо с кронштейном, чтобы показать их устройство в отдельности.

Конструктивно я разделил лифт на раму, подъемную каретку и кронштейны с колесами.

Боковые стойки рамы изготовлены из профильной квадратной трубы 40х20 мм.

С внешней стороны стоек вдоль всей длины сделан пропил шириной 20 мм, в котором перемещаются оси подшипников каретки.

Вверху каждой стойки вкручены болты М6, их головки не позволяют верхнему подшипнику каретки выйти за пределы стойки. На расстоянии 20 см от верхнего края стоек приварены ручки для удержания тележки с резиновыми рукоятками.

Рама имеет 4 поперечины.

Верхняя – из трубы 40х20 мм, приварена вертикально, посередине боковых стоек. Нижняя – тоже из трубы 40х20 мм, приварена плашмя к торцам боковых стоек. Две оставшиеся поперечины из трубы 30х20 мм, приварены заподлицо с тыльной стороной боковых стоек.

В третьей поперечине для крепления кронштейнов колес просверлены сквозные отверстия под болты М8.

На верхней поперечине с лицевой стороны жестко закреплен ролик с подшипником. Это подъемный блок. В канавке ролика перемещается трос диаметром 3мм. На таком же расстоянии от левой стойки пластинкой с болтами закреплен верхний свободный конец троса.

По краю блока приварен полукруглый бортик, он не дает тросу спадать с ролика. Маркировка подшипника видна на фотографии.

С лицевой стороны второй поперечины есть катушка для наматывания троса при подъеме каретки апилифта.

Высота катушки – 35 мм.

Ось катушки установлена в подшипнике. С тыльной стороны к ней приварен рычаг с деревянной рукояткой. Рукоятка свободно вращается на своей оси.

На поперечине, возле катушки приварены два куска 8 мм прута в качестве стопоров.

Рукоять подъемника тросиком связана с подпружиненным металлическим язычком.

В свободном состоянии пружина опускает язычок вниз, и он упирается в один из стопоров. Это своего рода предохранитель от произвольного опускания каретки с грузом.

Вообще хватает в апилифте мелких деталей. Не знаю, как вы будете все это делать своими руками… Едем дальше.

«Чертеж» колеса с кронштейном.

Ось колеса на подшипнике, с внутренней стороны ось приварена к квадратной трубе.

С внешней стороны ось зафиксирована гайкой.

Внешний диаметр колеса с шиной примерно 380 мм.

Кронштейн колеса – две трубы, сваренные между собой под прямым углом.

На концах труб – пластины для крепления к раме.

В местах крепления верхнюю поперечину болты проходят насквозь.

В нижней поперечине болт вставляется изнутри трубы.

Выдвигая колеса из кронштейнов, можно регулировать угол наклона апилифта к земле и длину опорного рычага.

Подъемная часть – каретка.

Это основной механизм, и деталей здесь больше всего. В основном, корпус сварен из труб 30х20 мм, только внизу две поперечины 30х30мм, внутрь которых входят боковые зажимы для схватывания улья. По центру нижней поперечины каретки приварен блок для троса, аналогичный тому, что на раме.

Каретка передвигается по раме на четырех подшипниках.

Кронштейны подшипников выполнены из 3 мм шины. Подшипники свободно входят в трубы боковых стоек рамы апилифта и перемещаются в них с небольшими зазорами.

В нижней части каретки приварены куски профильной трубы, в которые вставляются элементы подъемной вилки.

Шарниры, удерживающие боковые зажимы имеют вот такой вид.

Когда тяга наклоняет шарнир, квадрат перекашивается, «схватывает» вставленную в него трубу бокового зажима и тянет ее.

Угол наклона шарнира регулируется подпружиненным болтом. Чем сильнее наклонен шарнир, тем больше будет усилие сжатия боковых зажимов.

Сами боковые зажимы выглядят вот так.

Удерживающие «лапы» приварены к трубе не под прямым углом, а с небольшим наклоном в направлении удержания. Изнутри на «лапах» сделаны канавки для придания поверхности ребристой структуры – чтобы надежнее удерживать груз.

Боковые зажимы свободно вставляются через удерживающие шарниры в направляющие трубы.

При работе с ульями боковые зажимы вплотную подводятся к стенке улья, и приводится в действие сжимающий механизм.

Чтобы брать улей под днище, в каретку вставляются детали вилки и фиксируются болтами.

Сжимающий механизм каретки приводится в действие рычагом с тягой. Длина тяги может регулироваться разъемным резьбовым соединением.

Вот и все чертежи. Как видите, деталей достаточно много, некоторые требуют высокой точности обработки, например, втулки подшипников. Мне кажется, изготовить апилифт своими руками будет не просто. Нужен материал, инструмент, приспособления.

Я свой подъемник не изготавливал, я его купил. Мастер, у которого покупал, знает свое дело – это видно по качеству изделия, по тому, как все обработано, подогнано и собрано. Видно, что у него производство уже налажено, поставлено на поток. О том, где покупал, как доставлял и сколько заплатил, я уже писал . Цена, кстати, на тот момент была ниже, чем у других производителей.

Понимаю, что не каждый может позволить себе купить такую тележку – дорого. Поэтому, если мои фотографии кому-то помогут – буду рад. Возникнут вопросы – пишите.

Чтобы получать новые статьи блога на свой e-mail, оформите подписку.

На главную страницу

Буду благодарен, если поделитесь статьей в социальных сетях:

Тележки активно используются для транспортировки ульев. Это обязательный элемент работы с ними, особенно тогда, когда пчелы относятся к кочевому типу. В целом, можно использовать и самые обычные варианты транспортировочного оборудования, но это несколько неудобно. Для упрощения работы на пасеке и максимальной механизации труда рекомендуется или приобрести специализированное устройство, или же сделать его самому.

Предназначение
Покупные тележки
Самодельные тележки
Как сделать тележку для перевозки ульев
Тележка-подъемник для ульев своими руками

Предназначение

Необходимость перевозки домиков для пчел у пасечника возникает достаточно регулярно. Кто-то старается справиться собственными силами, кто-то использует самые стандартные варианты огородных приспособлений для транспортировки, однако если таких домиков достаточно много, только специализированная техника сможет помочь все сделать качественно и вовремя.

Перевозка ульев в подавляющем большинстве случаев используется для того, чтобы пчелы смогли получить доступ к как можно большей по размерам местности. Это логичным образом положительно скажется на производительности и качестве меда.

Кроме того, в некоторых случаях, для оптимизации процесса работ насекомых тоже может потребоваться перевезти их на небольшое расстояние.

И последний из самых распространенных вариантов перевозки — транспортировка пчелиной обители до места установки после его приобретения.

Во всех случаях понадобится указанное выше оборудование и лучше всего, чтобы оно было специализированным и предназначенным именно для этих нужд. Некоторые предпочитают приобретать его в магазинах, другие считают что могут сделать сами тележку для ульев.

Любая механизация труда облегчает любой процесс работ и способствует увеличению прибыли.

Покупные модели

Сравнительно с большинством самодельных вариантов подобной техники, покупные ее типы отличаются рядом преимуществ, при этом недостаток у них, по сути, есть только один — стоимость. Нельзя сказать что она высока, однако далеко не каждый пасечник готов выложить даже небольшие деньги, если само устройство ему требуется не слишком часто.

Преимущества покупных моделей:

  • Надежность;
  • Удобство;
  • Компактность;
  • Срок службы.

Надежность покупных устройств значительно выше чем у самодельных вариантов. Безусловно, касается это только тех их вариантов, которые изготавливаются любителями, которые не всегда точно знают, как и что лучше сделать. В этом плане такое оборудование для транспортировки более предпочтительно, так как существенно снижается шанс случайно уронить домик или ещё каким-либо образом навредить пчелам.

Удобство использования у покупных моделей также значительно выше. Как правило, все они оснащаются удобными креплениями, выверенными местами установки рукояток и другими многочисленными вспомогательными элементами, очень сильно облегчающими как процесс погрузки и выгрузки улья, так и его транспортировки.

Компактность также достаточно важна. Те типы такой техники, которые изготавливаются самостоятельно в большинстве случаев не складные, жестко фиксированные и если появится необходимость перевозки самого устройства с места на место без пчелиного домика, чаще всего проблем возникает больше, чем если сделать такую вещицу с ноля. Покупные версии чаще всего без проблем разбираются и компактно складываются.

Срок службы любого оборудования влияет на общие трудозатраты по уходу за пасекой. Чем дольше оно прослужит, тем меньше придется работать. Да, некоторые самодельные модели делаются настолько монументальными что без проблем служат чуть ли не до конца жизни владельца. Однако чаще всего ломаются они достаточно быстро, регулярно требуют ремонта и так далее. Покупное транспортировочное оборудование, если оно сделано действительно качественно, не требует внимания (или минимум его) на протяжении долгих лет.

Самодельные тележки

Несмотря на все особенности и преимущества приобретаемой в специализированных магазинах техники такого типа, ее небольшой недостаток стоимости чаще всего является ключевым для многих пасечников. Огромное их количество предпочитает самостоятельно сделать хоть какое-то подобное оборудование и не тратить деньги.

В определенных случаях это даже оправдано. Если мест для обитания пчел не так много и они не слишком часто перевозятся с места на место, действительно тратить средства на качественное устройство нет особого смысла.

Тем более, если есть возможность сделать хотя бы относительно неплохую тележку для перевозки ульев своими руками.

Ещё один вариант, когда уже приходится заниматься самостоятельным изготовлением это тогда, когда нет возможности получить это самое устройство за более-менее адекватную стоимость.

В некоторых случаях, в регионе пасечника и в ближайших к нему областях такие виды техники не производятся в принципе. А доставка издалека будет стоить чуть ли не больше чем сама тележка.

Как сделать тележку для перевозки ульев

Выделяют два основных варианта таких устройство. У каждого из них есть множество вариаций, но основная суть практически одинакова у всех. Самая обычная тележка для ульев своими руками делается сравнительно легко. Тут главное внимательно подходить к проблеме, тщательно подбирать материалы и стараться учитывать все возможные проблемы.

В основе простейшего оборудования для перевозки лежит платформа, установленная на колеса и оборудованная ручкой. В принципе, можно использовать абсолютно любые материалы для любого из компонентов, главное чтобы они были достаточно прочными чтобы выдержать все погруженное не нее.

Рекомендуется дополнительно снабдить ее бортами, чтобы в процессе транспортировки домики были зафиксированы и не смогли выпасть. Подходит такая телега для перемещения пчелиных домиков на небольшие расстояния собственными силами. На большую дистанцию уже перевозить не так удобно, ведь каждый раз придется самостоятельно загружать и разгружать улью вручную.

Помимо всего прочего, следует внимательно отнестись к колесам. Не следует делать их слишком маленькими, это затруднит процесс транспортировки по пересеченной местности. В то же время, большие варианты колес найти намного сложней. Ну и вполне понятно что колеса эти должны быть прочными и сидеть надежно, иначе устройство перевернется.

Заводской товар или сделанный профессионалом всегда будет превосходить поделку любителя.

Тележка-подъемник для ульев своими руками

Такой вариант уже более сложен в изготовлении. Особо следует отметить, что для его изготовления лучше всего использовать стальные трубы и сварку, так как другие варианты не будут достаточно надежными и качественными чтобы обеспечивать безопасность улья при перевозке.

Суть подъемника проста. По своей конструкции он идентичен такому устройству как апилифт. Многие могли видеть подобные варианты устройств в супермаркетах. Он представляет собой прочную раму с выступающими снизу захватами.

Эти захваты подводятся под улей, потом подъемник наклоняется в сторону грузчика и пчелиный домик поднимается без особых усилий.

Сравнительно со стандартными моделями, такие устройства отличаются определенными недостатками и не всегда новички или даже профессионалы могут самостоятельно изготовить такое оборудование. Чаще всего приходится обращаться к более умелым товарищам и платить уже им, что мало отличается от процесса покупки в магазине.

Недостатки погрузчика:

  • Небольшая емкость;
  • Низкий дорожный просвет;
  • Сложность изготовления.

В отличие от стандартного и простого типа оборудования для транспортировки, на подъемник можно погрузить только один улей. В некоторых случаях можно и больше, но каждый последующий придется нагружать уже вручную, как и на стандартной вариации устройства.

Колеса могут быть практически любого разумного размера, однако в связи с тем что основное преимущество состоит в удобстве погрузки, дорожный просвет будет очень небольшим что делает ее использование на пересеченной местности не слишком удобным. Правда многие умельцы справляются с этой ситуацией при помощи дополнительных модификаций, но это опять-таки усложняет процесс производства.

Каждый элемент конструкции дает определенные преимущества. Внимательный подход к их выбору обеспечивает общий комфорт от использования устройством.

Как уже было сказано выше, сделать такую тележку самостоятельно намного сложней, чем обычную. Причем не по самой конструкции, которая сравнительно проста, а из-за необходимости обеспечить должную надежность всех элементов. Это серьезная проблема и без должных навыков лучше не рисковать, ведь можно уронить и повредить улей с пчелами, который стоит намного дороже любой тележки.

Тележка, с помощью которой можно перевозить улья это незаменимое приспособление для каждого пчеловода. Эта деятельность просто не может обойтись без надобности перевозить, перемещать, подымать ульи. Кстати, такой предмет механизации несложно сделать самостоятельно. Как? Читайте статью, изучайте чертежи на фото, и вы без труда сделаете тележку своими руками!

Как сделать самому?

Конечно, тем у кого недостаточно свободного времени, можно купить готовую тачку или использовать любую садоводческую, но можно и изготовить такое устройство своими руками. Будь у вас стационарная или кочевая пасека, все равно всегда возникает потребность переместить ульи в другое место. Переносить их на руках очень сложно, большинство ульев просто неподъемные. Рассмотрим, какие именно варианты можно смастерить своими руками.

Вариант 1

Для тех, кто хоть раз видел обычную тележку для хозяйственных нужд, несложно будет смастерить такую же для ульев. Все, что понадобится в этом деле, так это деревянная основа в виде ящика, куда будут ставиться пчелиные домики, ручка для перевозки, железная конструкция, куда будет устанавливаться деревянный ящик и ось с колесами (как на фото вверху). Колеса лучше выбирать побольше, тогда она будет более удобна и сможет с легкость перевозить тяжелые полные ульи.

Вариант 2

Этот вариант такого важного в пчеловодстве предмета более удобный в использовании, так как с ее помощью можно не только перевозить ульи, но и подымать их. По сути это напоминает обычный апилифт. Как выглядит самодельная конструкция, о которой мы будем говорить, можно посмотреть на фото.

Как видим, сварная рама этой тележки образовывает пространство, куда помещается улей. К двум продольным трубам нужно приварить две полуоси, на них будут одеты колеса. Снизу к поперечной трубе рамы будут приварены зажимы, куда будет вставляться и прикрепляться ручка.

Конструкция

Самодельная пасечная тележка-подъемник состоит из стальной сварной рамы, к которой прикрепляется ось с двумя колесами. В качестве них можно выбрать колеса от детского велосипеда. Вертикальные стойки рамы являются направляющими, в которых есть ролики вилки. Более подробно смотрите на чертежах. Тележку подвозят к улью спереди или сзади и заводят под него вилку. Затем нужно как бы наклонить устройство на себя и поднять улик. Затем с помощью рукоятки и капроновых шнуров поднимается улей на нужную высоту. Также на этой тележке делаются специальные фиксаторы, чтобы пчелиный дом находился в вертикальном положении.

Процесс изготовления

Подъемник можно сделать своими руками, имея под рукой нужный чертеж и, конечно же, материалы. Скажем сразу, что все виды самодельных тележек должны изготавливаться только из металлических основ, иначе предмет будет не практичным для перевозки больших грузов. Отлично, если у вас есть возможность взять основу от старого автомобильного прицепа, от воза или другой подходящей тележки. Если вы хотите именно подъемник или хотя бы его подобие, тогда придется потратить больше времени и сил для изготовления самого подъемного устройства. Более подробно об этом вы сможете узнать из статьи об апилифте. Данный вариант транспортировочного устройства (он показан на следующем фото) также можно использовать вертикально для погрузки улья и горизонтально для перевозки.

Грейферный захват состоит из таких основных элементов, как зацепы, металлические платины, которые образовывают замок. В этих платинах нужно обязательно делать два отверстия. Нижнее предусмотрено для вставления штыря для фиксации улья, верхнее придумано для кольца и подвесной скобы. Это кольцо можно одевать прямо на грузоподъемный крюк или подвешивать за веревку, трос. Этим захватом пользуются для перевозки особо тяжелых ульев, например, многокорпусных.

Виды тележек

Обыкновенная тачка

Она относится к самой простой ручной тележке и изначально задумывалась как одноколёсное приспособление. Была изобретена за несколько тысячелетий до нашей эры и до сих пор пользуется огромной популярностью у людей. С помощью её были построены Беломорканал, Днепрогэс, Транссибирская железнодорожная магистраль, египетские пирамиды, современные города и другие великолепные сооружения, поражающие своей грандиозностью и неповторимостью.

На первых тачках было установлено всё деревянное: колесо, кузов и рукоятки. При современном же развитии индустрии и нанотехнологий тачка заметно преобразилась. У неё появились железный обтекаемый корпус, стальные фигурные ручки с пластиковыми эргономичными поручнями и колесо на резиновом ходу. Конечно, есть более совершенные аналоги, которые имеют два колеса. Они по сравнению с первыми намного практичнее и потому раскупаются молниеносно. Используются в основном на дачах для перевозки садово-огородного инвентаря, сыпучих материалов и плодов урожая.

Изготовление подобной тележки для инструментов своими руками не представляет никакой сложности, тем более когда есть чертёж или фото. Для этого нужно посетить ближайший пункт приёма металлолома и купить там два велосипедных колеса меньшего размера, подходящую для них ось и трубу диаметром 20 мм, длиной 2,5 м для ручки. Все купленное соединить при помощи деревянных брусков, а также шурупов, гвоздей и разных накладок. Сам короб для кузова можно сделать из ненужной цинковой ванны. На первых порах такая конструкция вполне сгодится. Она будет прекрасной помощницей в саду и на дачном огороде.

После месячного испытания необходимо подкорректировать или модифицировать некоторые узлы и механизмы любимой тележки. Например, вместо ванны сделать объёмный короб из фанеры, применяя деревянные бруски и шурупы. Усовершенствовать ручку, прикрепить подножку к телеге, да мало ли что ещё. Можно оформить бока кузова 3D-рисунками или просто выкрасить в разные оттенки.

Двухколёсная тележка

Часто в домашнем хозяйстве нужна обычная складная тележка для перевозки грузов. Это очень удобная вещь для походов в ближайший магазин стройматериалов. На ней запросто можно увезти мешок цемента или несколько банок краски. На подворье её используют для подвозки газовых или иных блоков поближе к строительной площадке. Возможно также и специальное предназначение, например, под тяжёлый сварочный аппарат. К тому же при складывании она становится компактной и удобной в поездках по хозяйственным делам.

Такую тележку для перемещения грузов своими руками сделать сложнее, но всё-таки можно, имея лишь небольшой набор инструментов. Для этого потребуются ось и два колеса диаметром не более 30 см от детского велосипеда, уголок 30×30 мм или труба на 15 мм. В самой простой конструкции складываться будут только рукоятки и решётка для груза.

Самодельная тележка на колёсах от «Жигулей»

Эти телеги очень эффективные и используются для транспортировки тяжёлых грузов на приличные расстояния. Грузоподъёмность до 1 тонны. Как правило, они двухколёсные, имеют устройство для сцепки с автомобилем. Примерный размер кузова 230×170 см, высота бортов до 60 см. Большой популярностью пользуются в сельской местности и применяются для транспортировки зерноотходов, дров, сена и вывоза мусора. Оснащены необходимой сигнализацией и соответствуют всем требованиям ГИБДД.

Четырёхколёсная тележка

Такие тележки являются грузовыми и бывают с поворотными колёсами для лучшего манёвра и совсем простыми — без поворотных колёс. Конструкция представляет собой металлическую платформу с вертикальной ручкой и четырьмя колёсами. Есть специальные подъёмные и даже самоходные телеги. Они применяются на больших складах для перемещения длинномерных и габаритных грузов.

Изготовление четырёхколёсной тележки

При её создании понадобятся инструменты, которые найдутся только у того человека, кто давно занимается самоделками. Для работы потребуются:

  • сварочный аппарат;
  • болгарка с несколькими отрезными дисками;
  • дрель;
  • молотки, ключи;
  • приспособления для сборки и подгонки деталей.

Необходимые материалы:

  • профильные трубы или уголок 50×50 мм для рамы;
  • листовой металл толщиной 1−2 мм для платформы;
  • мебельные болты для фиксации соединительных узлов;
  • литые катки с чугунным ободом и сверху заделанные резиновой накладкой или простые пневматические колёса с осями.

Порядок работы:

  • Профильные трубы или уголок делят на отрезки длиной: 100 см — 2 штуки, 60 см — тоже 2 шт. Края уголков срезают под углом 45 градусов для лучшей стыковки. Все собирают в конструкцию 100×60 и проваривают с обеих сторон.
  • Лист металла вырезают больше размера рамы на 10 см. Данные края понадобятся для бортов. После изготовления этой металлической платформы её можно ставить на раму кверху бортами или книзу, если перевозится крупногабаритный груз. Для лёгкости перестановки её фиксируют мебельными болтами.
  • Ось задних колёс прочно приваривают к раме строго перпендикулярно боковым стенкам.
  • Переднюю ось делают поворотной. Этот узел должен быть очень надёжным. Для этого на неё сваривают небольшую рамку, как на фото, и при помощи прочного болта соединяют с основным корпусом тележки. В месте соприкосновения рам должна быть вставлена шайба для облегчения поворотов. Болт необходимо законтрить.​
  • Рукоять делают из трубы, сваривают буквой Т, один конец которой крепят на шарниры к рамке передней оси.

В итоге получится отличная манёвренная телега, которая будет незаменима в делах по хозяйству.

Существует ещё целая масса способов соорудить другой поворотный узел или иную конструкцию четырёхколёсной помощницы. Только во всех случаях нужна неторопливость и умение работать с любым видом инструмента.


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *