Шрот подсолнечника

Шрот подсолнечника

Оборудование для производства растительного масла

Производство растительного масла в домашних условиях ограничено финансовыми средствами. Данный вид бизнеса привлекателен своей гибкостью быстрого развития. Можно начинать с минимальной комплектации производственного цеха, а потом расширять дополнительным оборудованием для производства побочных продуктов. Таким образом, расширяется ассортимент, а прибыль растет в прогрессии. Полноценный цех по производству растительного масла должен быть БЕЗОТХОДНЫМ!

Минимальная комплектация линии состоит из следующего оборудования:

  1. Мини маслопресс. Мощность такого маслопресса составляет 2 кв. в час, 220 В. Производительность = 13 литров в час. Вес пресса 45 кг. Стоимость в среднем 800 долларов.
  2. Фильтр пищевой. Масло необходимо очищать с помощью специального фильтра, мощность которого составляет 0,5 кв. в час. Производительность = 5 литров в час. Вес фильтра 100 кг. Стоимость 1100-1300 долларов.

По большому счету, этих двух составляющих уже вполне достаточно, чтобы производить и реализовывать 2 продукта: хорошее подсолнечное масло и шрот. Кстати шрот из масличных культур широко используется для кормления животных и птиц в сельском хозяйстве. Поэтому он продается значительно быстрее, чем основной продукт. Кроме того его значительно больше на выходе из переработанного сырья – 65%.

Но если вы планируете зарабатывать больше, тогда стоит задуматься о расширении производства. Дополнительное технологическое оборудование производства растительных масел позволяет нам получать сразу несколько продуктов с одной маслобойни:

  1. Подсолнечное масло сырое.
  2. Подсолнечное масло жареное.
  3. Масло техническое олифа.
  4. Круги макухи.
  5. Шрот.
  6. Биоуголь из фуза.
  7. Брикеты биотоплевные из лузги.

Маслобойня даже в домашних условиях может производить 7 видов продукции при наличии необходимого оборудования. Стоит обратить внимание и на другие преимущества бизнеса.

Хранение растительного масла на производстве не требует особых условий. Сухое помещение, защищенное от солнечных лучей, с температурой воздуха в пределах от +5 до +15 градусов, может сохранять нерафинированные продукты на протяжении 5-ти месяцев.

Можно использовать разное сырье для производства растительных масел. Например, семена: подсолнуха, сои, льна, тыквы и многих других масличных культур. Данное преимуществ так же положительно влияет на расширения ассортимента и увеличение продаж. Можно перепрофилировать бизнес под другие товары без модернизации линии.

Технология производства растительных масел методом прессования

Технологическая схема производства:

Технологическая линия по производству масла растительного укомплектовывается:

  • Сепаратор для грубой и тонкой очистки зерна и семян.
  • Шелушильная машина для семечек и других семян масличных культур.
  • Маслопресс экструдер двухшнековый с нагревательными элементами мятки до +50C (для быстрого старта).
  • Фильтра для очистки растительных масел от фуза (пищевой).
  • Пресс для отжима фуза (фузодавка).
  • Пресс для формирования кругов макухи.
  • Пресс для брикетирования лузги из подсолнечника и других семян.
  • Вспомогательный инвентарь, сооружения и устройства: бункер; пневмопогрузчик; веса; ведра, лопаты и пр.

Проведем простейший учебный практикум по технологии производства растительных масел.

Безотходное производство методом холодного прессования при отжиме, происходит в несколько последовательных этапов:

  1. Грубая очистка семян масличных культур (сырья). От грубых примесей которые могут повредить технологическое оборудование (камни, проволока и т.п.).
  2. Тонкая очистка сырья. От мелких премисей, которые могут повлиять на качество продукции (пыль, семена сорняков и т.п.).
  3. Шелушение оболочки семян. Данный процесс выполняется непосредственно перед холодным прессованием. В безотходном производстве растительного масла лузга на биотопливо, а ядра на масло и макуху. Оболочка семян масличных культур может удаляться на различному по типу оборудованию в различный способ: обтирание оболочки об специально рифленую поверхность; раскалывание оболочки ударом; сжатие под давлением.
  4. Прессование ядер через шнековый маслопресс с целью получения масла и макухи. На данном этапе получаем 2 полу готовых продукта.
  5. Фильтрация. Процесс фильтрации неочищенного продукта полученного только из под пресса происходит с помощью фильтров основанных на фильтрующих тканях. Например – лавсан. Под давлением воздуха жидкость попадает на поверхность ткани и проходит сквозь нее, оставляя на поверхности фуз.
  6. Отжим фуза. Сам фуз полученный после фильтрации лавсаном содержит в себе 80% жирности. Рационально его так же отжать. Производство растительных масел методом прессования на данном этапе заканчивается. Дальше производятся побочные продукты.
  7. Горячее прессование макухи. Макуху лучше прессовать сразу при выходе из маслопресса, пока она еще сохранила температуру от давления.
  8. Брикетирование. Чтобы выгодно и быстро реализовать шелуху из семян нужно произвести из них востребованный товар – биотопливо. Естественно для данного процесса понадобится специальное оборудование.

Что касается организация труда в производстве на такой линии, то здесь все зависит от загрузки цеха сырьем для переработки и сроков. Если загрузка минимальная (например, 1 тонна в сутки) то достаточно даже 1-го работника. Как только наладится рынок сбыта всех видов товаров произведенных на маслобойне, понадобится дополнительная рабочая сила, чтобы вложится в сроки при хороших объемах производства.

Отходы производства растительного масла и их использование

Домашняя маслобойка для производства подсолнечного масла быстрее окупается, если рационально использовать все ее преимущества. Не стоит недооценивать актуальность управления отходами.

На выходе из маслопресса получаем растительное масло неочищенное и черное на цвет. Его следует либо отстаивать, либо специальным образом отфильтровывать от фуза.

Фуз – это небольшие частички шелухи и макухи с большим содержанием остатков производимого продукта, которое осталось после фильтрации. Наилучшим методом очистки от фуза принято считать тканевый фильтр. На фильтр не стоит жалеть денежных средств, и тогда он качественно очистит продукт и подготовит его к товарному виду. Когда масло очистится, собранный фуз можно продавить на фузодавке. Из него мы можем еще получить 20% био-угля + 80% растительного масла. Переработанный фуз в дальнейшем превращается в камень, который, в свою очередь, используется в качестве топлива для котлов.

Не пропустите операцию фузодавки, как делают нерадивые бизнесмены! Ведь некоторые фирмы закупают отходы предприятий производства растительных масел очень дешево, чтобы затем его отжать из них всю прибыль.

Так, бизнес-идея может стать практически безотходным процессом. Вы получите не только качественный продукт, на которое в любое время года не будет падать спрос, но и уникальное топливо, и хорошую макуху.

Этимология

Латинское научное название рода (лат. helianthus — солнечный цветок), происходит от греческих слов helius («солнце») и anthemon («цветок»). Русское название возникло из-за того, что его соцветия всегда поворачиваются навстречу к солнцу, которое выражено больше, чем у других растений (так называемый гелиотропизм — поворот раскрытых и обращённых к солнцу соцветий вслед за его перемещением по небосклону, как частный случай фототропизма). Частично это правда: подсолнухи действительно поворачиваются к солнцу, но только до того, как они раскроются — с этого момента они смотрят на восток на протяжении всего дня.

Этот обширный и полиморфный род, происходящий из Северной и Южной Америки, насчитывает в настоящее время около 110 видов. В основном травянистые виды произрастают в Северной Америке, полукустарниковые виды — преимущественно в Мексике и Перу. Некоторые виды растут как сорное растение.

> Происхождение

Ботаник Николай Иванович Вавилов в своих работах определил, что центром происхождения подсолнечника является Южная Мексика.

Биологическое описание

Иллюстрация модели Фогеля для n=1..500Распределение семян в подсолнечнике

Подсолнечникам характерен видовой полиморфизм. В зависимости от вида — это травы, полукустарники и кустарники. Большинство из них многолетники.

Характерен высокий стебель, покрытый супротивными или попеременными жёсткими листьями.

Соцветие: у одних видов небольшая, у других — очень крупная головка, одиночная, или по нескольку в раскидистой метёлке. Головка имеет полушаровидную или широкую обвёртку, состоящую из 2 или многих рядов листков; общее цветоложе плоское, либо более или менее выпуклое, покрытое сложенными вдоль плёнчатыми, иногда довольно жёсткими, прицветниками; краевые цветки бесполые, язычковые, расположены в 1 ряд; центральные цветки обоеполые трубчатые.

Плод — продолговатая четырёхгранная или сжатая с боков семянка, несущая 2-4 сваливающихся острия, или 2 довольно крупных, сухо-кожистых чешуйки.

Учёный Х. Фогель (H. Vogel) в 1979 году предложил модель для распределения цветков и семян в корзинке цветка подсолнечника, которая имеет вид:

r = c n {\displaystyle r=c{\sqrt {n}}} , θ = n × 137 , 5 ∘ {\displaystyle \theta =n\times 137{,}5^{\circ }} ,

где θ — угол, r — радиус или расстояние от центра, а n — номер цветка и c — константа. Это форма спирали Ферма.

Виды

Основная статья: Виды рода Подсолнечник

Род включает, по разным данным, от 55 до 110 видов, из которых наиболее известны следующие:

  • Helianthus annuus — Подсолнечник однолетний, или подсолнечник масличный, или подсолнечник обыкновенный — самый распространённый в культуре вид.
  • Helianthus argophyllus — Подсолнечник остролистный — возделывают как декоративное растение.
  • Helianthus atrorubens — Подсолнечник красностебельный — возделывают как декоративное растение.
  • Helianthus cucumerifolius — Подсолнечник огурцелистный, или подсолнечник огурцеобразный — возделывают как декоративное растение.
  • Helianthus decapetalus — Подсолнечник десятилепестный — возделывают как декоративное растение.
  • Helianthus laetiflorus — Подсолнечник яркоцветковый — возделывают как декоративное растение.
  • Helianthus lenticularus — Подсолнечник линзообразный — сорное растение.
  • Helianthus maximiliani — Подсолнечник Максимилиана — североамериканский вид, культивируется как декоративный.
  • Helianthus tuberosus — Подсолнечник клубненосный, или топинамбур, или земляная груша — распространённый в культуре вид.

Виды подсолнечника, слева-направо:
Helianthus atrorubens, Helianthus occidentalis, Helianthus grosseserratus, Helianthus maximiliani, Helianthus laetiflorus

Хозяйственное значение и применение

Плоды подсолнечника однолетнего Клубни подсолнечника клубненосного Производство подсолнечника на Украине, 2014

Наиболее известные и распространённые виды подсолнечника — это подсолнечник масличный, или однолетний и топинамбур, или подсолнечник клубненосный.

Подсолнечник однолетний выращивается практически во всём мире и используется в качестве пищевого (плоды, подсолнечная халва, подсолнечные козинаки, подсолнечное масло, саломас, маргарин), медоносного, лекарственного (настойка, масло), кормового (жмых, силос, сенаж, шрот, обмолоченные корзинки, полова), технического (производство бумаги, поташа, мыла, топлива, лакокрасочных материалов), каучуконосного, мелиоративного, декоративного растения.

Подсолнечник клубненосный, также выращивается в промышленных масштабах и используется в качестве пищевого (клубни, суррогат кофе, чипсы, инулин, патока), медоносного, кормового (клубни, силос, сенаж, комбикорм), мелиоративного, декоративного растения.

Другие виды растений рода Подсолнечник менее распространены и в основном используются в декоративных целях.

Подсолнечник в искусстве и литературе

Многие художники и поэты восхищаются цветками подсолнечника, они вдохновляют их на создание новых произведений искусства. В Великобритании в викторианскую эпоху изображение этого цветка ткали на тканях, вырезали из дерева и ковали из металла. Оскар Уайльд назвал его символом эстетического движения, которое он сам и создал. В Италии поэты Эудженио Монтале и Габриэле д`Аннунцио восхищались им в своих стихах.

Необычную и оригинальную форму подсолнечника оценили не только садоводы, но и художники, такие, как например, Антонис Ван Дейк, Клод Моне, Винсент Ван Гог, Поль Гоген, Гюстав Кайботт и др.

Французский художник импрессионист Клод Моне (1840—1926) был садоводом-любителем, он особенно восхищался подсолнечниками и часто их рисовал. Цветы и сады — излюбленная тема Моне отражена почти на всех репродукциях, украшающих его дом в Живерни в Верхней Нормандии на севере Франции. В 1883 году он искал уединения от натиска цивилизации и обрёл его в этом доме. Ему понравились светлые и просторные комнаты и близость к природе. Он очень любил цветы, но не внутри классических, геометрически правильных парков. Свой парк Клод Моне представлял как фейерверк — вдохновляемый, чувственный и украшенный подсолнечником. У него были самые разнообразные сорта этого растения, поэтому в его саду с ранней весны до поздней осени цвели подсолнечники. Сегодня дом принадлежит специальному фонду, поддерживающему сад и растения такими, какими они были при жизни художника в соответствии с его замыслами и планами.

Молодой голландский художник, живший в это же время на юге Франции в городке Арль Винсент Ван Гог (1853—1890) тоже очень любил подсолнечники. Известен портрет работы его друга Поля Гогена, разделявшего увлечение художника жёлтыми цветами («Портрет Ван Гога, рисующего подсолнухи». 1888). Гоген понимал как важна эта тема для его друга и считал «Подсолнухи» Ван Гога более живописными чем у Моне. В 1888 году Ван Гог писал своему брату Теодорусу: «Гоген сказал, что он видел подсолнухи Моне и мои ему нравятся больше». Свои художественные эксперименты, посвящённые, в том числе и цветовым контрастам, Ван Гог начал в Париже с натюрмортов с различными цветами. Когда художник перебрался на юг Франции в Арль, он начал рисовать цикл картин, посвящённый этим цветам. Ван Гог планировал написать 12 больших картин для своего дома. Так подсолнухи стали важной темой в его живописи.

Всего Ван Гог создал 11 картин с подсолнухами. 4 натюрморта с сорванными подсолнухами написаны им в Париже в 1887 году. Ещё 4 картины были написаны в 1888 г. в Арле (из них три картины хранятся — в Национальной галерее Лондона, новой пинакотеке в Мюнхене и в частной коллекции; одна — утрачена). Когда Ван Гог уехал из Арля, он создал ещё 3 авторских копии написанных подсолнухов. Самая знаменитая копия «лондонских» подсолнухов хранится в музее Ван Гога в Амстердаме. Так же он создал копию «арльских» подсолнухов на голубом фоне, сейчас она хранится в музее искусств Филадельфии. Третья авторская копия погибшей картины «Подсолнухов» (1889) хранится в Художественном музее имени японского сюрреалиста Сейджи Того в Токио.

Этот цветок, постоянно поворачивающийся к солнцу, ещё со времён барокко считался эмблемой веры и верности как в религиозном, так и в человеческом смысле. Поэтому некоторые исследователи творчества Ван Гога считают, что для него подсолнухи — не просто художественный мотив, не просто картина в жёлтых тонах, а символ верности и дружбы. А Ван Гог, как известно, был глубоко религиозным человеком, и, кроме того стремился завести в Арле круг верных друзей.


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *