Пастбище

Пастбище

ПАСТБИЩА

ПАСТБИЩЕ

Ис 65:10). Это слово употребляется в Св. Писании часто в иносказательном смысле. Пастбища в земле Ханаанской главным образом были те необитаемые места, которые назывались пустынями или степями. Они были иногда на холмистых местах обиловавших растительностью и травою; иногда были на песчаных равнинах, в которых здесь и там на влажных местах росла зелень. Такие вообще скудные места представляются гораздо удобнее для овец, козлов и верблюдов, чем местности богатые растительностью, необходимые для питания коров. Пастбища не составляли личной собственности, но ими могли пользоваться все, хотя в некоторых случаях они иногда принадлежали определенному колену Израильскому. Вся земля Ханаанская первоначально представляла подобную общественную собственность и была занята Авраамом, Исааком и Иаковом. Когда эта страна была занята Израильтянами, то каждое колено имело свое пастбище в пределах своего колена. “И будет Саран пастбищем для овен и долина Ахор местом отдыха для волов народа Моего,” сказал Господь устами прор. Ис 65:10. Между означенными долинами раскинуты многочисленные пастбища, и Палестинские пастыри кочевали по ним, как и доселе продолжают кочевать их потомки. Летом двигались они на север к холмистой стране, чтоб защититься от зноя, а зимой на юг по направлению к равнинам, и таким образом избегали они летнего зноя и зимнего холода, и пользовались обильным кормом для скота в продолжение всего года. Многочисленные пастыри находились под ведением главного пастыря с названием пастыреначальника, каковое слово с очевидным значением прилагается к лицу Иисуса Христа (1Петр. 5:4).

Оцените определение: Отличное определение — Неполное определение ↓

Источник: Библейская Энциклопедия. Труд и издание Архимандрита Никифора

Русский

Морфологические и синтаксические свойства

падеж ед. ч. мн. ч.
Им. па́стбище па́стбища
Р. па́стбища па́стбищ
Д. па́стбищу па́стбищам
В. па́стбище па́стбища
Тв. па́стбищем па́стбищами
Пр. па́стбище па́стбищах

па́ст-би-ще

Существительное, неодушевлённое, средний род, 2-е склонение (тип склонения 4a по классификации А. А. Зализняка).

Корень: -пас-; суффиксы: -т-б-ищ; окончание: -е .

Произношение

  • МФА:

Семантические свойства

Значение

  1. место, где пасётся скот ◆ Как голодное стадо идёт в куче по голому полю, но тотчас же неудержимо разбредается, как только нападает на богатые пастбища, так же неудержимо разбредалось и войско по богатому городу. Л. Н. Толстой, «Война и мир», 1867–1869 г. ◆ Люди пошли вразброд, как стадо с пастбища, старик подхватил под локоть купца с больною ногой, пекарь Мурзин взял его под другой локоть. Максим Горький, «Дело Артамоновых», 1924–1925 г.

Синонимы

  1. частичн. выгон, выпас, пажить

Антонимы

Гиперонимы

  1. место, поле, луг

Гипонимы

Родственные слова

Ближайшее родство

  • существительные: пастух
  • глаголы: пасти, пастись

Этимология

Происходит от ??

Фразеологизмы и устойчивые сочетания

    Перевод

    Список переводов

    • Английскийen: pasture
    • Болгарскийbg: пасбище
    • Курдскийku: çêregeh
    • Немецкийde: Weide ж. =, -n
    • Чешскийcs: pastvina
    • Японскийja: 牧場

    Библиография

      Для улучшения этой статьи желательно:

      • Добавить все семантические связи (отсутствие можно указать прочерком, а неизвестность — символом вопроса)
      • Добавить сведения об этимологии в секцию «Этимология»

      Решение № 31 от 17.04.2013 г.

      ИРКУТСКАЯ ОБЛАСТЬ

      ЗИМИНСКИЙ РАЙОН

      УСЛОНСКАЯ

      МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

      ДУМА

      РЕШЕНИЕ

      от «17» апреля 2013г. № 31

      с. Услон

      Об утверждении Правил содержания и выпаса

      сельскохозяйственных животных

      на территории Услонского

      муниципального образования

      В целях охраны посевов сельскохозяйственных культур и многолетних насаждений от потрав, предупреждения и пресечения безнадзорного перемещения сельскохозяйственных животных, обеспечения безопасности населения, улучшения санитарно-эпидемиологической обстановки на территории Услонского муниципального образования, в соответствии с Федеральным законом от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Федеральным законом от 30.03.1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», Федеральным законом от 07.07.2003 г. № 112-ФЗ «О личном подсобном хозяйстве», Законом Российской Федерации от 14.05.1993 г. № 4979-1 «О ветеринарии», Законом Иркутской области от 12.11.2007 г. № 98-оз «Об административной ответственности за правонарушения в сфере благоустройства населенных пунктов Иркутской области», руководствуясь Уставом Услонского муниципального образования, Дума Услонского муниципального образования

      РЕШИЛА:

      1. Утвердить прилагаемые Правила содержания и выпаса сельскохозяйственных животных на территории Услонского муниципального образования.

      2. Контроль за выполнением настоящего решения возложить на главу Услонского муниципального образования Ремневу Т.П.

      3. Настоящее решение подлежит официальному опубликованию в средствах массовой информации и размещению сайте администрации Услонского муниципального образования: www.uslon-adm.ru

      4. Настоящее решение вступает в силу со дня его официального опубликования.

      Глава Услонского

      муниципального образования Ремнева Т.П.

      Утверждены:

      решением Думы

      муниципального образования

      от «17» апреля 2013г. № 31

      ПРАВИЛА

      содержания и выпаса сельскохозяйственных животных

      на территории Услонского муниципального образования

      Зиминского района

      1. Общие положения

      1. Правила содержания и выпаса сельскохозяйственных животных на территории Услонского муниципального образования (далее — Правила) осуществляются в соответствии с Федеральным законом от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Федеральным законом от 30.03.1999г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», Федеральным законом от 07.07.2003 г. № 112-ФЗ «О личном подсобном хозяйстве», Законом Российской Федерации от 14.05.1993 г. № 4979-1 «О ветеринарии», Законом Иркутской области от 12.11.2007 г. № 98-оз «Об административной ответственности за правонарушения в сфере благоустройства населенных пунктов Иркутской области», устанавливают порядок содержания и выпаса сельскохозяйственных животных на территории Услонского муниципального образования.

      Настоящие Правила обязательны для исполнения организациями независимо от формы собственности, индивидуальными предпринимателями при ведении животноводства, а также гражданами, содержащими домашних животных в личном подсобном хозяйстве.

      1.2. В настоящих Правилах используются следующие понятия:

      — сельскохозяйственные животные — включают в себя крупный рогатый скот (коровы, быки, телята), свиней, овец, коз, лошадей, кроликов, домашнюю птицу и др. животные сельскохозяйственного назначения.

      — безнадзорные сельскохозяйственные животные — животные, находящиеся в общественном месте на территории населенного пункта, без сопровождающего лица (за исключением оставленного владельцем на привязи);

      — владелец сельскохозяйственных животных — физическое или юридическое лицо, которое пользуется, распоряжается и совершает другие действия с животными на праве собственности;

      — прогон сельскохозяйственных животных — передвижение животных от места их постоянного нахождения до места выпаса и назад;

      — выпас сельскохозяйственных животных — специально отведенное место для пастьбы животных, контролируемое пребывание на пастбище животных;

      — потрава сельскохозяйственных угодий — порча, истребление посевов, трав;

      — повреждение сельскохозяйственных насаждений — причинение вреда кроне, стволу, ветвям древесно-кустарниковых растений, их корневой системе, повреждение наземной части и корневой системы травянистых растений, не влекущее прекращение роста;

      — уничтожение сельскохозяйственных насаждений – приведение сельскохозяйственных насаждений в полную непригодность, при которой они навсегда утрачивают свою хозяйственно-экономическую ценность и не могут быть использованы по своему назначению;

      — пастбища — земельные угодья с травянистой растительностью, используемые для пастьбы животных;

      — сельскохозяйственные угодья — место, территория как объект сельскохозяйственного использования (поле, лес, пруд, озеро, болото);

      1.3. Целью настоящих Правил является:

      — упорядочение содержания сельскохозяйственных животных на территории Услонского муниципального образования;

      — обеспечение проведения профилактических мероприятий по предупреждению заболеваний животных бешенством и другими болезнями;

      — создание условий, исключающих потраву посевов, зеленых насаждений улиц;

      — порчу, снижение количества и качества, находящегося в поле урожая сельскохозяйственных культур;

      — причинение вреда здоровью людей и ущерба имуществу физических и юридических лиц.

      1.4. Содержание сельскохозяйственных животных допускается при условии соблюдения санитарно-гигиенических норм, ветеринарных норм и настоящих Правил.

      2. Общие требования к содержанию сельскохозяйственных животных

      2.1. Не допускать свободного выпаса и бродяжничества сельскохозяйственных животных на территории населенного пункта;

      2.2. Гуманно обращаться с сельскохозяйственными животными. На территории Услонского муниципального образования запрещается приносить в жертву животных;

      2.3. Обеспечивать сельскохозяйственных животных кормом и водой, безопасными для их здоровья, в количестве, необходимом для нормального жизнеобеспечения сельско­хозяйственных животных с учетом их биологических особенностей;

      2.4. Соблюдать санитарно-гигиенические и ветеринарные правила содержания сельскохозяйст­венных животных;

      2.5.Представлять органам официального ветеринарного контроля сельскохозяйственных животных для осмотра, и ежегодного забора крови для лабораторных исследований, незамедлительно извещать о случаях внезапной гибели или подозрении на инфекционные заболевания, а также об их необычном поведении и до прибытия специалистов изолировать сельскохозяйственных животных;

      2.6. Выполнять предписания должностных лиц органов государственного санитарно-эпидемиологического и ветеринарного контроля;

      2.7. Не допускать загрязнения окружающей природной среды отходами животноводства. Не выбрасывать трупы животных в не отведенных местах, доставлять биологические отходы (трупы животных и птиц, абортированные и мертворожденные плоды) в места, отведенные для захоронения — скотомогильники;

      2.8. Соблюдать правила прогона по населенному пункту и выпас сельскохозяйственных животных;

      2.9. Выполнять иные требования, установленные законодательством.

      3. Порядок выпаса сельскохозяйственных животных

      3.1. Выпас сельскохозяйственных животных осуществляется их владельцами или пастухами на специально отведенных администрацией Услонского муниципального образования местах (Приложение 1).

      Прогон сельскохозяйственных животных, в том числе к месту выпаса осуществляется по маршрутам, установленным администрацией Услонского муниципального образования (Приложение 2).

      3.2. Выпас сельскохозяйственных животных осуществляется на привязи или под надзором владельцев сельскохозяйственных животных или лиц, заключивших с владельцами или уполномоченными ими лицами договоры на оказание услуг по выпасу сельскохозяйственных животных (далее – пастух).

      3.3. В случае заболевания сельскохозяйственных животных и невозможности производить выпас в коллективном стаде, владелец должен об этом своевременно предупредить пастуха с предоставлением соответствующего документа, заверенного ветеринарным врачом в администрацию Услонского муниципального образования и производить выпас сельскохозяйственных животных под индивидуальным присмотром.

      3.5. Выпас сельскохозяйственных животных, принадлежащих сельскохозяйственным предприяти­ям, крестьянско-фермерским хозяйствам, индивидуальным предпринимателям осуществляется на личных (паевых) либо арендованных земельных участках.

      3.6. Владельцы сельскохозяйственных животных и пастухи обязаны осуществлять постоянный надзор за сельскохозяйственными животными в процессе их пастьбы на пастбищах, не допуская их перемещения на участки, не предназначенные для этих целей. Запрещается оставлять сельскохозяйственных животных без надзора, осуществлять выпас на улицах, пашнях, сенокосах, землях, занятых многолетними насаждениями и других, не предназначенных для этих целей местах, допускать потраву посевов сельскохозяйственных культур и многолетних насаждений.

      Не допускается передвижение сельскохозяйственных животных на территории населенного пункта без сопровождения владельца или пастуха.

      3.7. В целях обеспечения интересов владельцев сельскохозяйственных животных, землепользователей и иных лиц, права и интересы которых могут быть нарушены в результате безнадзорного выпаса сельскохозяйственного животного, администрация Услонского муниципального образования оказывает организационно-техническое, информационное и правовое содействие владельцам сельскохозяйственных животных в организации коллективного выпаса сельскохозяйственных животных.

      4. Регистрация (перерегистрация) сельскохозяйственных животных

      4.1. Владельцы сельскохозяйственных животных обязаны осуществлять их регистрацию и перерегистрацию в соответствии с настоящими Правилами.

      Регистрация (перерегистрация) сельскохозяйственных животных производится в целях:

      — учета сельскохозяйственных животных на территории Услонского муниципального образования;

      — решения проблемы безнадзорных сельскохозяйственных животных;

      — осуществления ветеринарного и санитарного надзора за сельскохозяйственными животными, проведению мероприятий по предупреждению болезней сельскохозяйственных животных.

      Регистрация (перерегистрация) сельскохозяйственных животных производится бесплатно по заявлению владельца сельскохозяйственного животного администрацией Услонского муниципального образования либо уполномоченными администрацией Услонского муниципального образования организациями (далее – регистрирующий орган).

      Регистрация и перерегистрация сельскохозяйственных животных производится по месту жительства его владельца.

      4.2. Сельскохозяйственные животные подлежат регистрации по достижении ими трехмесячного возраста.

      Сельскохозяйственное животное, приобретенное за пределами Услонского муниципального образования, достигшее трехмесячного возраста, подлежит регистрации в течение десяти дней с момента прибытия на территорию Услонского муниципального образования.

      Приобретенное на территории Услонского муниципального образования сельскохозяйственное животное, зарегистрированное прежним владельцем, подлежит перерегистрации в органе регистрации новым владельцем в течение десяти дней с момента приобретения.

      4.3. Перерегистрация сельскохозяйственных животных осуществляются ежегодно до 1 апреля, а также в случае указанном в пункте 4.2 настоящих Правил.

      4.4. При осуществлении регистрации сельскохозяйственного животного владельцу выдается регистрационное удостоверение, которое содержит следующую информацию:

      — порядковый номер удостоверения;

      — место регистрации;

      — дата регистрации;

      — наименование сельскохозяйственного животного, его порода, кличка, пол, дата рождения (если она известна владельцу);

      — фамилия, имя отчество владельца сельскохозяйственного животного, а также его правообладателей (при их наличии), их паспортные данные и адреса места жительства;

      — идентификационный номер сельскохозяйственного животного, указанный на бирке по результатам мечения сельскохозяйственного животного, проведенного ветеринарной службой;

      — печать органа регистрации.

      Регистрационные удостоверения выдаются ОГБУ Зиминской станцией по борьбе с болезнями животных.

      4.5. При осуществлении перерегистрации сельскохозяйственного животного в регистрационное удостоверение, а в случае утраты – в дубликат регистрационного удостоверения, вносится соответствующая запись о перерегистрации.

      4.6. Регистрация (перерегистрация) сельскохозяйственного животного осуществляется только после проведения владельцем сельскохозяйственного животного противоэпизоотических ветеринарных мероприятий, осуществление которых в соответствие с законодательством в сфере ветеринарии является обязательным.

      4.7. В случае переезда владельца совместно с зарегистрированным сельскохозяйственным животным в другой населенный пункт на постоянное место жительства, смерти зарегистрированного сельскохозяйственного животного, совершения владельцем сельскохозяйственного животного сделки по его отчуждению, а также в случае утраты права собственности на сельскохозяйственное животное по иным основаниям, предусмотренным законодательством, владелец обязан в течение десяти дней с момента наступления указанных обстоятельств сдать регистрационное удостоверение в регистрирующий орган.

      В случае смерти владельца сельскохозяйственного животного, его наследники обязаны в течение десяти дней с момента приобретения права собственности на животное обратиться в регистрирующий орган для перерегистрации сельскохозяйственного животного, представив регистрационное удостоверение.

      В случае смерти владельца животного и утраты регистрационного удостоверения, лицо, которое приобрело право собственности на сельскохозяйственное животное в результате наследования, обязано обратиться в течение десяти дней с момента приобретения право собственности на сельскохозяйственное животное в регистрирующий орган в целях перерегистрации сельскохозяйственного животного. Регистрирующий орган выдает ему дубликат удостоверения с внесенными записями о перерегистрации сельскохозяйственного животного.

      4.8. Учет личных подсобных хозяйств осуществляется в похозяйственных книгах, которые ведутся администрацией Услонского муниципального образования. Ведение похозяйственных книг осуществляется на основании сведений, предоставляемых на добровольной основе гражданами, ведущими личное подсобное хозяйство.

      4.9. В похозяйственной книге содержатся следующие основные сведения о личном подсобном хозяйстве:

      — фамилия, имя, отчество, дата рождения гражданина, которому предоставлен и (или) которым приобретен земельный участок для ведения личного подсобного хозяйства, а также фамилии, имена, отчества, даты рождения совместно проживающих с ним и (или) совместно осуществляющих с ним ведение личного подсобного хозяйства членов его семьи;

      — площадь земельного участка личного подсобного хозяйства, занятого посевами и посадками сельскохозяйственных культур, плодовыми, ягодными насаждениями;

      — количество сельскохозяйственных животных;

      — сельскохозяйственная техника, оборудование, транспортные средства, принадлежащие на праве собственности или ином праве гражданину, ведущему личное подсобное хозяйство.

      4.10. Форма и порядок ведения похозяйственных книг в целях учета личных подсобных хозяйств устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти Правительством Российской Федерации

      5. Ответственность за нарушение настоящих Правил

      5.1. Нарушение настоящих Правил влечет административную ответственность согласно Кодексу Российской Федерации об административных правонарушениях и Закону Иркутской области от 12.11.2007 г. № 98-оз «Об административной ответственности за правонарушения в сфере благоустройства городов и других населенных пунктов Иркутской области».

      5.2. Как нарушения настоящих Правил расцениваются следующие действия (бездействия) владельца сельскохозяйственного животного:

      1) отклонение от установленного маршрута при прогоне сельскохозяйственных животных;

      2) оставление без присмотра сельскохозяйственных животных при осуществлении прогона и выпаса;

      3) выпас (контролируемый и неконтролируемый) на территории населенного пункта Услонского муниципального образования;

      4) выпас сельскохозяйственных животных на землях сельскохозяйственного назначения, не предназначенных под пастбища;

      5) отказ от проведения обязательных профилактических мероприятий (исследование, иммунизация сельскохозяйственных животных) и нарушение сроков их проведения.

      5.3. В случае причинения безнадзорными сельскохозяйственными животными материального ущерба в результате потравы, повреждения, уничтожения сельскохозяйственных насаждений, порчи зеленых насаждений, владелец сельскохозяйственных животных несет материальную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

      Приложение № 1

      к Правилам содержания и выпаса

      сельскохозяйственных животных

      на территории Услонского

      муниципального образования

      Места выпаса

      сельскохозяйственных животных

      на территории Услонского муниципального образования

      На территории Услонского МО выпас сельскохозяйственных животных осуществляется: в весенний период с 09.00 до 18.00 часов; в летний период с 08.00 до 20:00 часов на неогороженном пастбище

      Подробного описания месторасположений выпаса сельскохозяйственных животных

      с. Самара:

      1-е стадо – поле за мостом через р. Зима и поле за мостом через р. Шехолай по левой стороне дороги (общей площадью 89 га.)

      2-е стадо – поле между садоводством «Черемушки» и с. Самара вдоль р. Зима и по правой стороне дороги до опушки леса (общей площадью 54,6 га.)

      с. Услон:

      1-е стадо – поле от урочища Раздобарово до территории бывшего МТФ (общей площадью 418 га.)

      2-е стадо – от бывшего МТФ до д. Челяба (обшей площадью 264 га.)

      д. Кустова

      вдоль опушки леса от с. Кустово до озера Розенбергского (общей площадью 60 га)

      д. Нижний-Хазан

      лесные поляны

      з. Полковникова

      лесные поляны

      д. Челяба

      поле вдоль дороги на Войсковую часть по правой стороне от развилки до лыжной базы (общей площадью 20 га.)

      Глава Услонского

      муниципального образования Т.П.Ремнева

      к Правилам

      содержания и выпаса

      сельскохозяйственных животных

      муниципального образования

      Маршруты прогона

      сельскохозяйственных животных

      на территории Услонского муниципального образования

      Владельцы сельскохозяйственных животных осуществляют прогон животных по улицам и сдают пастуху по следующим маршрутам:

      Населенный пункт

      Маршрут прогона скота на пастбище

      с. Самара

      1-е стадо с ул. Солнечная и ул. 40 лет Победы от дома № 12 по ул. Мира на мост через р. Зима; с ул. Лесная на мост через р. Зима (место сбора – мост)

      2-е стадо – с ул. 40 лет Победы с дома № 14 по № 33 в проулок на ул. Черемушки, далее с ул. Черемушки в проулок вдоль Самарской СОШ на место сбора. С ул. Молодежная и ул. Новая в м-н Полынова, далее на место сбора (место сбора – поляна за м-ном Полынова около дома № 15)

      с. Услон

      1-е стадо – ул. Трифонова на место сбора, ул. 40 лет Победы с дома № 25 по № 47 и с № 40 по № 88 на место сбора, ул. Советская на место сбора (место сбора – территория бывшего зерносклада)

      2-е стадо – ул. 40 лет Победы через проулок на место сбора, ул. Мира на место сбора, ул. Кольцевая и пер. Майский на место сбора (место сбора – территория бывшего МТФ)

      д. Кустова

      ул. Лесная и ул. Мира на место сбора — территорию бывшего мехтока

      д. Нижний Хазан

      индивидуальный выпас по близлежащим лесным полянам

      д. Челяба

      место сбора — огражденная территория выпаса

      з-ка. Полковникова

      индивидуальный выпас по близлежащим лесным полянам

      ПАСТБИЩНОЕ СОДЕРЖАНИЕ

      НОВОСТИ БИБЛИОТЕКА ЭНЦИКЛОПЕДИЯ
      Анекдоты Карта сайта О сайте

      ПАСТБИЩНОЕ СОДЕРЖАНИЕ, содержание ж-ных на подножном корму. Продолжительность пастбищного периода 120 — 150 дней в лесной зоне, 160 — 200 дней в степной зоне и почти в течение круглого года в тундре (для оленей) и пустыне. Значение П. с. исключительно велико. Свыше 60% годового удоя молока в среднем по СССР приходится на пастбищный период. Крепкий, здоровый молодняк невозможно вырастить без П. с: оно способствует правильному развитию организма ж-ных, увеличивает плодовитость самок, повышает стойкость против заболеваний, в особенности против туберкулёза. Себестоимость выращивания молодняка при П. с. снижается вдвое; одновременно достигается большая экономия молока и концентратов. Опытами Всесоюзного н.-и. ин-та кормов установлено, что при П. с. на сеяных пастбищах или на заливных лугах коровы дают суточный удой до 15 — 20 кг без подкормки концентратами. По опытам Чкаловского н.-и. ин-та молочно-мясного скотоводства, при правильном П. с. суточный привес кр. рог. ск. превышал 1000 г. Пастбищная трава в раннем возрасте (до колошения) очень богата белком и по содержанию белка приближается к отрубям. Правильной организацией П. с. можно повысить продуктивность ж-ных без затраты концентратов.

      В директивах XIX съезда партии по пятому пятилетнему плану развития СССР на 1951 — 1955 годы указано, что для повышения молочной продуктивности крупного рогатого скота в колхозах и совхозах особо важным является дальнейшее внедрение более интенсивной системы ведения животноводческого хозяйства — стойловой системы содержания скота, с учётом особенностей района. При этой системе молочный скот должен обеспечиваться полностью и бесперебойно зелёным кормом как путем выращивания спец. культур, так и путём устройства высокоурожайных сеяных пастбищ. В Средней Азии и Казахстане предусмотрено создание участков орошаемых высокоурожайных сенокосов и пастбищ, чтобы постепенно сократить дальние перегоны скота. В р-нах обводнения Волго-Донского судоходного канала имени В. И. Ленина и других крупных гидротехнических сооружений должны быть организованы хорошо оборудованные пастбища для крупных и крупнейших стад овец.

      Подготовку к П. с. скота следует начинать одновременно с разработкой агропроизводственных планов на текущий год. В каждом колхозе и совхозе составляют на стойловый период кормовой баланс и кормовой план, подсчитывают баланс зелёных кормов на пастбищный период и составляют план использования пастбищ. Необходимо исчислить потребность в зелёном корме по каждой ферме. При ориентировочных расчётах можно пользоваться след. нормами зелёного корма на 1 гол. в сутки (табл. 1).

      1 — парша яблони: а — ветка с поражёнными листьями и зрелым плодом
      1 — парша яблони: б — отдельный незрелый сильно поражённый плод
      2 — парша груши: а — ветка с поражёнными листьями и плодами
      2 — парша груши: б — поражённый побег
      3 — обыкновенная парша картофеля: а — клубень слабо поражённый
      3 — обыкновенная парша картофеля: б — клубень сильно поражённый
      4 — порошистая парша картофеля
      5 — чёрная парша картофеля
      6 — прыщеватая парша свёклы
      7 — поясковая парша свёклы

      На каждой ферме стада (гурты, отары, табуны) формируют по возрасту. Бычков в возрасте старше 6 мес. пасут отдельно от тёлочек. Лучшие ближайшие сухие пастбища д. б. выделены для телят; для них, а также для высокопродуктивных коров в первую очередь следует устраивать сеяные пастбища в кормовом севообороте или вне его. Из естественных пастбищ для молочного скота наиболее пригодны хорошо дренированные низины и речные долины со злаково-бобовыми травосмесями. Лошади используют злаковый травостой сухих мест лучше, чем кр. рог. ск. Пастбища мелкотравные с большим содержанием разнотравья наиболее пригодны для овец и коз. Для свиней более подходят сеяные пастбища (люцерна, клевер в смеси со злаками).

      Табл. 1. Потребность животных в зелёном, корме (в кг), содержащем 75 — 80% воды

      Для ориентировки можно придерживаться след. норм различных типов пастбищ по расчёту на весь пастбищный период (табл. 2).

      Табл. 2. Нормы пастбищ на 1 голову (в переводе на крупный рогатый скот)

      Если данный тип пастбища используют не в течение всего пастбищного периода, то потребная его площадь соответственно уменьшается. Для высокопродуктивного скота следует отводить лучшие естественные пастбища или сеяные, т. к. при отводе малопродуктивных пастбищ (св. 1 га на голову) такой скот не успевает за день собрать требующегося ему количества подножного корма и тратит много энергии на переходы.

      Для расчётов переводят поголовье на кр. рог. скот, при этом за 1 гол. принимают: 1 гол. коров, быков и волов старше 2 лет, 1,5 гол. молодняка кр. рог. ск. старше года, 4 телят до 1 года, 6 овец, 1 рабочую лошадь и 1,5 гол. молодняка лошадей. После примерного распределения площади пастбища по стадам, следует подсчитать, сколько для каждого стада поступит пастбищного корма по месяцам, помесячную потребность в зелёном корме и подвести баланс, выявляя периоды недостатка или излишка пастбищного корма. При недостатке корма на осенние месяцы м. б. использована отава ближайших сенокосов или ранний силос, закладываемый на пастбище или вблизи него; для осенней подкормки могут быть посеяны в прифермском или в кормовом луговом севообороте корнеплоды, кормовая капуста и т. п. При недостатке пастбищного корма весной и летом выделяют для подкормки необходимую площадь однолетних и многолетних трав и озимой ржи. При остром недостатке пастбища или очень низкой урожайности для бесперебойного снабжения зелёным кормом ж-ных широко используют спец. посевы кормовых культур (см. Зелёный конвейер). В р-нах отгонного жив-ва следует одновременно подсчитать потребность в страховых запасах грубых кормов на случай буранов и гололедицы, руководствуясь примерными нормами (табл. 3).

      Табл. 3. Нормы страховых запасов грубых кормов на зимних пастбищах (в ц на 1 голову скота)

      Каждая животноводческая бригада должна знать, какие пастбища закреплены за ней, а также местонахождение и площади культур, выделяемых из посевов для подкормки ж-ных.

      Оборудование пастбищ и подготовка к пастбищному содержанию. В зимний период намечают места для устройства крытых навесов, базов для скота, для хранения кормов, помещений для работников бригады (пастухов, доярок). По санному пути заготовляют и вывозят на место весь необходимый для этого материал. Все работы по оборудованию базов, устройству водопоев, огораживанию и разбивке пастбищ на загоны выполняют ранней весной (на зимних пастбищах — в летне-осенний период). Особенно важно полностью обеспечить в течение пастбищного периода ж-ных хорошей, чистой водой, недостаток к-рой снижает использование подножного корма. Потребность ж-ных в воде меняется по сезонам года (см. Поение).

      Производственные бригады в течение пастбищного периода проводят простейшие меры по улучшению пастбищ: очищают от наносов, принесённых полой водой, удаляют кустарники и заросли бурьянов, ядовитые и вредные травы (чемерицу, хвощи, ЛЮТИКИ и др.), отводят воду из заболоченных мест, содержат в порядке канавы и т. и. До выгона на пастбище проводят вет. осмотр ж-ных и проверяют их на бруцеллёз и туберкулёз. Больных ж-ных выделяют в особое стадо. В случае необходимости проводится санитарная обработка, а именно: дегельминтизация, купание ж-ных, очистка их от личинок овода, обрезка и расчистка копыт, подпиливание кончиков рогов у бодливых коров, возобновление меток у ж-ных.

      Перед выгоном ж-ных взвешивают и сдают пастуху по списку, к-рый подписывается заведующим фермой, пастухом п членом ревизионной комиссии колхоза и служит для учёта продуктивности ж-ных за пастбищный период и для расчёта с пастухом.

      От стойлового к П. с. переходят постепенно, во избежание желудочных заболеваний. За 3 — 4 недели до выгона на пастбище усиливают дачу сочных кормов (силоса, корнеплодов) и увеличивают продолжительность дневных прогулок скота. В первые дни пастьбы скот подкармливают с утра в стойле и пасут не более 2 — 3 час.; продолжительность пастьбы в течение 3 дней увеличивают до 4 — 6 час, затем в течение 5 дней пасут по 8 — 10 час. и, наконец, переходят на нормальную пастьбу. Продолжительность пастьбы весной не менее 10 — 12 час, летом не менее 13 — 14 час, осенью 8 — 10 час. В жаркое время лета применяют ночную пастьбу. Лучшие результаты в целях повышения продуктивности и укрепления здоровья даёт круглосуточное содержание ж-ных на пастбищах (лагерно-пастбищное содержание). При необходимости подкормки скота на пастбище зелёным кормом его задают во время дневного перерыва и на ночь, после водопоя. Концентраты следует давать только наиболее высокопродуктивным ж-ным. Во время П. с. рекомендуется систематическая дача соли-лизунца, к-рая повышает аппетит у ж-ных. Уход зa ж-ными при П. с. заключается в постоянном поддержании кожи в чистоте, в регулярной чистке и купании ж-ных в тёплую погоду. На постоянных стойбищах и базах (в лагерях) ежедневно убирают навоз.

      Способы пастьбы. Продуктивность ж-ных за пастбищный период целиком зависит от опытности и добросовестности пастуха, регулирующего использование травы. Различают 3 способа пастьбы. 1. Вольная бессистемная пастьба неизбежно приводит к ухудшению состава травостоя и снижению продуктивности пастбища вследствие неравномерного стравливания. Лучшие участки подвергаются чрезмерному стравливанию, а участки с менее съедобными травами используются скотом плохо, перестаивают и являются очагами распространения сорняков. На местах стоянок скота в большом количестве накапливаются экскременты и, вместо повышения урожайности пастбищ, приводят к разрастанию грубостебельных сорняков. Вольная пастьба требует значительной площади. При использовании сеяных пастбищ она приводит к непроизводительным потерям подножного корма вследствие затаптывания скотом. 2. Пастьба на привязи даёт возможность наиболее полно использовать подножный корм, т. к. животных держат на приколе на одном месте до тех пор, пока не будет хорошо стравлена трава. Пастьба на привязи, однако, имеет ограниченное применение (для пастьбы производителей, больных ж-ных и т. д.). Этот вид пастьбы имеет нек-рое значение для однолетних пастбищ, в особенности состоящих из высокорослых р-ний (кукуруза, сорго, суданка), высеваемых обычно в южной полосе. Основной недостаток этого способа пастьбы — высокая потребность в рабочей силе: в зависимости от состояния травостоя каждое ж-ное приходится переводить на свежую траву в течение дня до 3 раз и больше; кроме того, ж-ных необходимо поить 2 — 3 раза в день. Поэтому пастьба на привязи непригодна для крупных стад. 3. Загонная пастьба — наиболее правильный и эффективный способ использования пастбищной травы. Она заключается в последовательном стравливании пастбища, разбитого на ряд участков (загонов). Её преимущества по сравнению с вольной пастьбой след: 1) потребность в пастбищной площади сокращается на 25 — 30 %; продуктивность ж-ных повышается; 2) загонная пастьба служит основной мерой борьбы с глистными заболеваниями ж-ных; 3) она способствует улучшению травостоя. Опыты н.-и. учреждений, проведённые с разными ж-ными и на различных пастбищах, показали, что применение вагонной пастьбы в ряде колхозов лесной зоны резко повышает удой зa пастбищный период.

      Продолжительность пребывания ж-ных в загоне не больше 3 — 6 дней; это обеспечивает лучшее отрастание и высокую белковую питательность травы. Такое кратковременное пребывание ж-ных в одном загоне также предохраняет их от глистных заболеваний. Величина вагонов зависит от качества пастбищ. Наименьшая допустимая площадь вагона на сеяных многолетних пастбищах (на каждые 100 гол.) след.: для кр. рог. ск. 2 — 3 га, для лошадей 3 — 6 га и для овец 0,3 — 0,6 га. При большей плотности скота в загоне пастьба становится затруднительной, ж-ные мешают друг другу спокойно пастись, трава медленнее отрастает вследствие чрезмерного стравливания и избыточного уплотнения почвы. На однолетних пастбищах для стравливания лучше отводить сразу однодневную порцию и эту площадь стравливать «из-под ноги». Как только ж-ные начнут ложиться, стадо следует согнать на лёжку на стравленную часть. В таком случае при урожае зелёной массы в 100 ц/га на 100 коров, при однодневной потребности стада в 50 ц травы, достаточно отвести площадь на день в 0,5 га. На следующий день, подтравив с утра остатки на этой площади, отводят новую площадь со свежей травой. При таких размерах однодневного «загона» чрезвычайно важно правильное развёртывание фронта стада и стравливание «из-под ноги».

      Для большинства типов пастбищ лесной и лесостепной вон оптимальное количество 8 загонов, на отавах сенокосов 3 — 4 загона, а на пастбищах степной и горной вон 15 — 20 вагонов.

      При наличии резко выраженной сезонности пастбищ выделяют весенние, летние, осенние, а на Ю. — и зимние пастбища; каждое сезонное пастбище разбивают на 4 — 6 загонов. В лесной зоне в первую очередь используют открытые суходольные и поёмные пастбища высокого уровня, где раньше сходит снег и раньше отрастает трава. Во вторую очередь используют лесные и поёмные пастбища ср.уровня. В третью очередь — пастбища на низинных лугах и поймах низкого уровня, где долго не просыхает почва после схода талых вод. На хорошо удобренных сеяных многолетних пастбищах начинают рано пасти скот и повторяют стравливание 4 — 5 раз. На естественных пастбищах лесной и лесостепной зон допускается, как правило, 3 — 4 повторных стравливания, в степной зоне 2 — 3, в полупустынной и пустынной зонах 1 — 2, на лучших поёмных пастбищах 4 — 5 стравливаний; однолетние травы стравливают обычно 1 раз, т. к. они плохо отрастают, за исключением суданки, к-рую можно стравливать 3 — 4 раза. Начало 1-го стравливания весной приурочивают к фазе кущения злаков, образования побегов у бобовых и разнотравья. Заканчивать стравливание следует не позже начала колошения основных р-ний. С момента цветения падает питательность травы и поедаемость понижается. В фазе кущения поедаемость растений ж-ными достигает 80 — 90%, а в фазе цветения падает до 45 — 55%; снижается и отрастание отавы; в тех загонах, в к-рых не успевают стравить р-ния до колошения, следует скосить их на силос или на сено. При хорошем отрастании на сеяных пастбищах с 8-загонной системой обычно последние 2 загона подкашивают в половине июня, т. к. в первом цикле достаточно бывает 6 загонов; после стравливания 6-го загона скот перегоняют опять на 1-й загон, где к этому времени поспевает уже первая отава. Продолжительность одного цикла стравливания — от 25 до 40 дней, в зависимости от типа пастбища и погодных условий.

      Техника пастьбы. При загонной пастьбе пастбища разбивают на загоны, причём, чем выше урожай трав на пастбище, тем меньших размеров д. б. загоны. Внутри загона участки выделяют, исходя из расчёта однодневной потребности стада в зелёном корме, и следят за поведением ж-ных. Если ж-ные начинают бродить или ложиться, стадо сгоняют для отдыха на стравленный уже участок или специально выделяемое стойбище. С утра, натощак, скот пасут на подтравленной накануне площади, а потом уже пускают на свежую траву. Ж-ных перегоняют на следующий загон после того, как стравлены травы на сеяных пастбищах до 5 — 6 см; на пастбищах с низовыми травами допустимо и более низкое стравливание. При пастьбе коров следят за удоем; в случае снижения удоев без видимых причин коров переводят на свежий загон; обычно у высокоудойных коров удои снижаются раньше, чем трава стравлена до надлежащей высоты; поэтому высокоудойных ж-ных выделяют в отдельную группу и пускают первыми в загон, а остатки пастбищной травы скармливают либо менее продуктивной группе коров и молодняка, либо др. видам ж-ных (овцы, лошади). При комбинированной пастьбе разными ж-ными лучше используются пастбища. На высокопродуктивных многолетних сеяных и естественных пастбищах (с урожаем св. 150 ц зелёной массы) желательно огораживать загоны изгородями.

      Выпас «из-под ноги» распространён в р-нах с поёмными пастбищами и в степях. В этом случае стадо не распускают свободно по пастбищу, а пасут развёрнутым фронтом, предоставляя по 1,5 — 2 м на 1 гол. по ширине фронта, чтобы ж-ные не мешали друг другу. Впереди стадо сдерживает старший пастух, сзади фронт выравнивает 1 или 2 подпаска. Часто используют для регулирования фронта дрессированных собак (овчарок). При этом способе пастьбы происходит более равномерное и полное стравливание пастбищной травы, к-рая также меньше вытаптывается. При пастьбе пастух должен учитывать направление ветра и солнечное освещение. В прохладную погоду следует пасти скот по ветру, в жаркую — против ветра. Летом пасут так, чтобы солнечные лучи не били в глаза ж-ным, а падали сбоку или сзади. Переход ж-ных от пастбищного содержания к стойловому происходит постепенно: перед окончанием пастбищного периода в течение 10 дней продолжительность дневной пастьбы сокращается, а дача ж-ным корма в помещении увеличивается.

      И. Минина

      Литература: Бегучее А., Кормление и содержание скота в пастбищный период, М., 1951; Волкодав М., Лагерно-пастбищное содержание свиней, М., 1952; Дмитриев А., Луговодство с основами луговедения, 2 изд., М., 1948; Евсеев В., Пастбища Юго-Востока, , 1949; Елсуков М. и Конюшков Н., Пастбищное содержание скота в нечернозёмной полосе, М., 1950; Конюшков Я., Работное Т., Отгонно-пастбищное содержание скота в колхозах, М., 1943; Ларин П., Система использования пастбищ. Пастбищеоборот, М., 1948; его же, Система рационального использования и улучшения естественных пастбищ, в кн. «Сборник научно-исследовательских работ, выполненных за период Отечественной войны», вып. 1, М., 1945, стр. 168 — 92; Ларин И. и Доброхотов А., Пастбищное содержание скота, Л., 1951; Улучшение и использование сенокосов и пастбищ. Под ред. М. П. Елсукова и С. П. Смелова, М., 1949; Шмыков М., Организация и использование пастбищ Юго-Востока, М., 1952.

      В последний день зимы в Светлограде состоялось заседание круглого стола, организованного комитетом краевой думы по аграрным вопросам, продовольствию, земельным отношениям и землеустройству.

      «Пользуйтесь тем, что есть…»

      В зале совещаний районной администрации собрались главы сельских поселений Петровского и Грачёвского районов, представители надзорных ведомств, органов внутренних дел, специалисты Министерства сельского хозяйства и краевой думы. Тема – о практике применения краевого закона «Об упорядочении выпаса и прогона сельскохозяйственных животных и птицы на территории Ставропольского края» и федерального законодательства, регулирующего вопросы содержания животных в личных подсобных хозяйствах.

      Вёл обсуждение его инициатор, депутат Владимир Трухачёв.

      – Как показала практика, многие жители нашего края, ведущие личное подсобное хозяйство, содержат до ста голов свиней, в пять раз больше овец, до тысячи и более голов птицы – это 30–50 условных голов, – сказал он. – При том, что в среднем по стране на одно ЛПХ приходится 1,2, а по краю 1,7 условных голов. Запредельная численность живности на частных подворьях значительно превышает потребности одной семьи в животноводческой продукции. Поголовье находится, в основном, на приусадебном земельном участке в 10–30 соток в черте населённого пункта, в помещениях, построенных с нарушениями санитарных норм. Это вызывает обоснованные претензии соседей к антисанитарным условиям и жителей населённого пункта – при использовании публичного сервитута на сенокосах и пастбищах. На этой почве нередки конфликты, в думу края по этим вопросам поступают многочисленные обращения. Люди жалуются, что животные и птица уничтожают посевы, многолетние насаждения, а отходы животных создают невыносимую среду обитания. А должностные лица органов местного самоуправления просят разъяснить правила привлечения к ответственности лиц, виновных в нарушении положений законодательства и других нормативных актов. Чтобы в какой-то степени урегулировать отношения граждан, юридических лиц, органов местного самоуправления в вопросах организации прогона и выпаса сельскохозяйственных животных и птицы и тем самым обеспечить охрану сельскохозяйственных угодий и многолетних насаждений от потравы, повреждения и уничтожения, депутаты думы Ставропольского края в 2002 году приняли закон «Об упорядочении выпаса и прогона сельскохозяйственных животных и птицы не территории Ставропольского края», а в феврале 2011 года – «Об обеспечении эпизоотического и ветеринарно-санитарного благополучия в Ставропольском крае». Трижды – в 2006, 2008 и 2011 годах – краевые депутаты выходили с законодательной инициативой в Государственную Думу Федерального Собрания РФ о внесении изменений в федеральный закон о личном подсобном хозяйстве. Они предусматривали предоставление субъектам РФ права устанавливать предельные нормы содержания животных в ЛПХ, на приусадебных участках, в границах поселений. Предлагалось также в Административном Кодексе предусмотреть увеличение штрафов за нарушение законодательства РФ владельцами личных подсобных хозяйств. Поддержки мы не получили. Нам было рекомендовано применять нормы существующего законодательства.

      В ходе сегодняшнего обсуждения мы хотели бы уточнить, какие проблемы возникают при применении отдельных норм российского законодательства, регулирующих вопросы содержания животных, как лучше и эффективнее организовать работу на местах, — уточнил задачу круглого стола В.И. Трухачев.

      Земля как рычаг власти

      Основное сообщение сделал начальник отдела по обеспечению деятельности комитета краевой думы по аграрным вопросам, продовольствию, земельным отношениями и землеустройству Николай Губский.

      – Есть хозяева, которые содержат, скажем, одну корову и десяток кур. К таким у соседей претензий нет. А есть такие (особенно приезжие), у кого и триста овец, и тысяча. В Шпаковском районе, вблизи Ставрополя, содержат и по сто, и по семьсот свиней. Там-то и возникают проблемы. Мы все, здесь сидящие, представляем какой-то орган власти. И к нам обращаются люди, по отношению к которым нарушаются права на здоровую среду обитания, которые испытывают неудобства из-за того, что соседи содержат запредельное количество поголовья животных. Нам надо реагировать на это, используя законные рычаги. Какие?

      Когда поступает подобное обращение, надо начинать с земли, с земельного участка. В федеральном законе об ЛПХ чётко прописано, что личное подсобное хозяйство осуществляется на земельном участке, предоставленном или приобретенном для ведения личного подсобного хозяйства.

      В каждом муниципальном образовании должны быть разработаны и утверждены правила землепользования застройки и застройки. Не у всех они есть, но без них не обойтись. Личное подсобное хозяйство нередко осуществляется на участках для индивидуального жилищного строительства. Возникает конфликт, мы спрашиваем документ на земельный участок – на каком праве он выдан?

      Если он выдан под ИЖС, человек не имеет права заниматься личным подсобным хозяйством. А он содержит сто голов свиней!

      Это можно рассматривать как использование земельных участков не по целевому назначению, это влечёт наложение административного штрафа на граждан в размере до 1,5 тысячи рублей. Протоколы и дела рассматривают должностные лица, осуществляющие государственный земельный контроль за использованием земель Россельхознадзоа и Росрегистрации. Возникает вопрос, а может ли человек, получивший участок под ИЖС, заниматься личным подсобным хозяйством? Да, но при условии, если он выйдет на общественные слушания, и сход граждан позволит ему изменить целевое назначение земельного участка.

      Если у человека отсутствуют правоустанавливающие документы на земельный участок – нет ни свидетельства на землю, выданного Регистрационной палатой, ни договора аренды, это квалифицируется как самовольное занятие земельного участка или использование его без правоустанавливающих документов на землю. Это влечёт штраф до тысячи рублей. Протоколы об административных правонарушениях вправе составлять должностные лица органов внутренних дел. Окончательное решение о наложении административного взыскания принимает главный государственный инспектор по использованию и охране земель данного района или города.

      Есть санитарные и ветеринарные правила. Главный государственный санитарный врач и главный ветеринарный врач России утвердили их в соответствии с федеральным законом об эпизоотическом и санитарном состоянии. От окон жилого дома до помещений для содержания животных, если там содержится до 50 голов, должна быть 50-метровая санитарная зона. Если эта норма не выдерживается, уполномоченное лицо местной администрации в области жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства в праве составить протокол об административном правонарушении. Окончательное решение вправе принимать главный государственный санитарный врач соответствующего города или района. Но я не призываю идти на повсеместную инвентаризацию соответствия этой нормы: тогда никому нельзя будет водить животных, и мы будем голодать, потому что 70 процентов животноводческой продукции производится в ЛПХ. А вот если у владельца личного подсобного хозяйства численность животных запредельная и на него жалуются соседи, вот тогда мы можем применять эту норму.

      За нарушение правил борьбы с карантинными и особо опасными болезнями животных для граждан предусмотрен штраф от 1, до 1,5 тысяч рублей; за сокрытие или несвоевременное извещение органов ветеринарного надзора об их внезапном падеже или одновременных массовых заболеваниях; за нарушение санитарных правил перевозки, перегона или убоя животных, предусмотрен штраф от 3,0 до 5,0 тысяч рублей. За те же действия, совершенные в период карантина, штраф увеличивается до 10,0 тысяч рублей. За нарушение ветеринарных и санитарных правил перегона, перевозки, убоя животных предусмотрен штраф до 5,0 тысяч рублей. Вышеперечисленные штрафы налагаются постановлением главного государственного санитарного или главного государственного ветеринарного врача соответствующего города или района. За нарушение правил выпаса и прогона сельскохозяйственных животных и птицы, влечет наложение штрафа в размере до 3,0 тысяч рублей, а если нарушение правил выпаса и прогона повлекли за собой потраву посевов или уничтожение насаждений, штраф может увеличиться до 5,0 тысяч рублей. Повторное совершение данного правонарушения в первом и во втором случае влечет наложение административного штрафа в размере 5,0 тысяч рублей. Протоколы об административных правонарушениях по краевому закону вправе составлять должностные лица местной администрации (органов местного самоуправления), уполномоченные в области жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства. Окончательное решение о наложении административного взыскания принимает административная комиссия муниципального образования. Но и это еще не всё. Хозяин животных, допустивший потраву посевов, уничтожение животными многолетних насаждений, обязан не только заплатить штраф, но и возместить хозяину убытки. Если отказывается, и если убытки составляют существенную сумму, виновный может быть привлечён к уголовной ответственности. У нас в каждом муниципальном образовании должны работать санитарная и административная комиссии.

      В каждом муниципальном образовании должны быть установлены нормы нагрузки на пастбища. Даже если это земля частная. Никто не посягает на частную собственность, но земля – это среда обитания, национальное достояние всего общества. (Машина тоже может быть в собственности, но те, кто нарушает правила дорожного движения, платят штрафы и даже подвергаются уголовному наказанию.) Здесь неуместен лозунг «Мое – значит, что хочу, то и ворочу». А тем более, если пастбище используется либо на основе договора аренды с администрацией села или района (если это государственная собственность, собственность на которую не разграничена), либо если общественное стадо пасётся на основе сервитута.

      При установлении нормы нагрузки на пастбища, орган местного самоуправления должен исходить из ёмкости, т. е. продуктивности пастбищ. Не просто рассчитывать по принципу гектар или полгектара на корову, а определять, сколько эта земля может прокормить животных, чтобы пастбища и сенокосы самовоспроизводились. Допустим, пастбище не может принять желаемое количество животных. При этом у одного хозяина одна корова, а у другого пять. Так вот, владельцу пяти коров придётся на это пастбище пускать одну, а остальных держать дома в сарае, кошаре , завозить туда корма и кормить животных на стационаре.

      Мы не выступаем против тех, кто приезжает с отарой в 300 голов, но он должен поставить их на карантин в стационаре, зарегистрировать на ветучастке и в похозяйственной книги в администрации сельского совета, а затем содержать и выпасать их в соответствии с существующими законами, действующими к стати на всей территории Российской Федерации.

      Если человек продолжает травить соседей отходами животных, то он будет нести административную ответственность – платить штраф, за нарушение правил ветеринарных и санитарных правил в размере до 2,0 тысяч рублей. В этом случае дела об административных правонарушениях рассматривают государственные инспектора по охране природы соответствующего города или района. Человек, который занимается животноводством, забоем скота и переработкой мяса, должен, как это неукоснительно делалось в советские времена, регулярно проходить медосмотры. Это нужно прежде всего ему. Важно, чтобы он не заразился от животных сам, а если уж это случилось, не заразил животных, членов семьи, чтобы его животноводческая продукция была здоровой. И чтобы он не стал инвалидом, а государству не пришлось платить ему пенсию по инвалидности.

      Не менее важно, чтобы такой сосед не сгорел сам и не поджег соседей. Поэтому он должен соблюдать правила противопожарной безопасности. За нарушение этих правил установлена ответственность в виде наложения штрафа до одной тысячи рублей. Составлять протокол и рассматривать дела вправе государственные инспектора городов и районов по пожарному надзору.

      В законе сказано, что личное подсобное хозяйство не является формой предпринимательской деятельности, а стало быть, излишки продукции, при их реализации не облагаются налогом. Давая владельцу ЛПХ такие преференции, государство рассчитывает, что он будет нести бремя расходов на проведение санитарных, ветеринарных и противопожарных мероприятий – оборудует дезбарьер на входе в животноводческое помещение, проведет дезенфекцию если надо, пролечит животных… Ведь возможность содержать животных, иметь ЛПХ в черте поселения – это привилегия всего сообщества граждан данной местности и каждого гражданина: специалисты знают, сколько угроз. И обеспечить безопасную среду обитания для земляков – почётная обязанность владельца ЛПХ. Плюс производство вкусной и здоровой продукции.

      Предложить быть бизнесменом

      А вот другой случай. Скажем, кошара. – Овцеводство у нас сократилось, – продолжал докладчик, – а чабаны зачастую как жили на кошарах, где работали в хозяйстве, тут же и живут, но работают уже только на себя. Мы просим у гражданина, использующего эту кошару, предоставить свидетельство о государственной регистрации права на неё или зарегистрированный в регистрационной палате договор аренды. Есть – хорошо. А земельный участок под кошару оформлен, есть «розовое» свидетельство? Да. А на землю, где пасётся стадо, документ есть? Нет, – значит, чабан должен нести административную ответственность в виде штрафа до одной тысячи рублей. Протоколы об административном правонарушении вправе составлять должностные лица органов внутренних дел (полиции). К нему же могут применяться меры административного воздействия, как и к владельцам личных подсобных хозяйств озвученные мною ранее. Но если есть документы, оформленные в соответствии с действующим законодательством и на кошару и на землю, то нам необходимо установить, на каком праве гражданин осуществляет свою деятельность. К личному подсобному хозяйству его отнести, наверное, будет трудно, как фермерское хозяйство он не оформлен. В этом случае мы столкнемся с таким фактом, что этот гражданин осуществляет предпринимательскую деятельность без государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя или без государственной регистрации в качестве юридического лица. Это нарушение влечет за собой наложение административного штрафа в размере до 2,0 тысяч рублей. Протокол о таком административном правонарушении вправе составлять и принимать окончательное решение, в праве должностные лица налоговых органов и органов осуществляющих государственную регистрацию юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.

      Если же выясняется, что кошара на данный момент не принадлежит никому, то её можно отнести к бесхозяинному имуществу. Например, колхоз обанкротился, а чабаны, которые работали, продолжают её использовать для разведения животных и жить в прикошарном доме, и они зачастую заявляют, что они её выкупили. А почему она не зарегистрирована, нет свидетельства, пояснить не могут. В таком случае эти кошары и другие объекты недвижимости в соответствии с действующим законодательством должны оформляться органами местного самоуправления как бесхозяинное имущество в собственность муниципального образования, а затем сдаваться в аренду этим или же другим гражданам, но при условии (прописанном в договоре аренды) если они будут соблюдать все ветеринарные и санитарные правила, порядок прогона и выпаса животных и зарегистрируются как КФХ или как индивидуальный предприниматель.

      Органам местного самоуправления надо плотно работать с ветеринарной и санитарной службами, с ОВД, с представителями природнадзора, сельхознадзора, госрегистрации и пожарного надзора. И вообще, давайте наводить порядок на своей земле в рамках существующих законов. Не порождать бытовые конфликты, перерастающие порой в уголовщину. Не давать повода использовать их некоторыми лицами в нагнетании межконфессиональных и межэтнических отношений – словом, до Майдана!

      Неразрешимых вопросов нет

      В Сухой Буйволе всё делается в соответствии с законом. Но возникают другие вопросы. Александр Теньков, глава муниципального образования села, рассказал, что решением совета депутатов здесь в 2009 году были утверждены правила содержания, выпаса и прогона сельхозживотных, в 2013 году установлены нормы нагрузки скота при выпасе. Владельцев сельхозживотных и птицы обязали иметь правоустанавливающие документы на земельные участки.

      – Но пока не решено, какой орган будет проводить работы по их межеванию, так как государственная собственность на земли, которые находятся в границах поселения, не разграничена, – сказал Александр Иванович. – Мы не раз обсуждали этот вопрос: дело затратное, а муниципалитет не получит ни копейки. Нужно ли это делать?

      Конкретный ответ на этот вопрос дал Николай Васильевич Губский:

      – Право распоряжаться земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, законом представлено муниципальному району. Муниципальный район должен её межевать и нести материальные затраты по формированию таких земельных участков, а затем он же должен заключать договор с владельцами животных, содержащихся в ЛПХ. (Известны случаи, когда это было сделано, прекращались конфликты и раздоры.) 80 — 100 рублей с головы в год – небольшое бремя, но район получает эти деньги и направляет их на улучшение тех же самых пастбищ.

      Ответы найдутся на всё

      Председательствующий Владимир Трухачёв, со своей стороны заявил, что на все вопросы можно найти ответ:

      – Когда мы встречаемся с представителями Росрегистрации, то всегда находим общий язык. Руководитель краевого отделения у нас преподаёт. И он призывает нас обращаться в случаях, когда возникают серьёзные вопросы. Есть механизмы, о которых мы подчас не знаем. Сколько говорилось о том, что делается в некоторых восточных районах. Но многие вопросы были решены за два-три месяца. Надо было поехать туда раньше. То есть надо просто задавать вопросы. На всё есть ответы в законодательстве и края, и России. Надо двигаться, и тогда многое становится ясно.

      Геннадий Чернов, глава муниципального образования села Бешпагир, рассказал, что там тоже утверждены правила содержания домашних животных и нормы нагрузки на пастбища, определены пути прогона скота и сроки его выпаса, теперь нет такого, чтобы животные круглый год были на подножном корме. Сейчас его волнуют размеры подсобного хозяйства. Надо ли ограничивать число животных в ЛПХ? В пределах населённого пункта это необходимо. Но, может быть, предложить людям держать животных за его пределами – ведь не тормозить развитие животноводства! А ещё его волнует, что исчезает материальная заинтересованность крестьян заниматься личным подсобным хозяйством. Купить пакет молока в магазине – 42 рубля. А сдать его – 15 рублей. Хорошо бы решить вопрос с дотациями, хотя бы для молочного животноводства!

      – В проекте бюджета на 2014 год дотации на молоко, производимое в личных подсобных хозяйствах населения, предусмотрены не были, – ответил на это председательствующий Владимир Трухачёв. – По моей инициативе, поддержанной Иваном Андреевичем Богачёвым, мы добились дотаций на сумму 65 миллионов. Это уровень прошлого года. Но лучше, чем ничего: если строка из бюджета уходит, вернуть её очень трудно. А мы считаем, что животноводство надо всячески поддерживать.

      Мысль развил Николай Васильевич Губский:

      – Когда краевая Дума выступала с законодательной инициативой в Государственную Думу Федерального Собрания России об ограничении численности животных в ЛПХ в границах поселений, нам сказали: пользуйтесь теми нормами закона, которые уже есть. Как работают другие? В Армавире, например, каждый месяц, устраивают подворовый обход. За всеми муниципальными служащими, начиная с председателя думы и главы администрации, закреплены улицы, и они ходят, смотрят на санитарное, ветеринарное, противопожарное состояние объектов, сколько на подворье животных … И всё в порядке.

      А нашу инициативу ограничивать количество животных в ЛПХ не поддержали даже соседи – Дагестан, Калмыкия, Карачаево-Черкесская Республика…

      И снова об учёте и контроле…

      Виктор Барыленко, замглавы администрации – начальник отдела сельского хозяйства и охраны окружающей среды администрации Петровского муниципального района, справедливо отметил, что личное подсобное хозяйство в условиях оптимизации численности работников крупных сельхозпредприятий и оттока жителей из села становится фактором, который «держит» сельское поселение, не даёт ему умереть. Оно становится источником дохода для сельских жителей и позволяет обеспечить край продовольствием.

      – По данным статистики, в районе 14 551 личных подсобных хозяйство. Они производят 84,6 процента молока и 89,7 процента мяса.

      Правила содержания, выпаса и прогона в районе определены. А вот требование о 50-метровом барьере выполнить удаётся не всегда из-за размеров участков. Решением вопроса о численности животных в ЛПХ может быть предоставление в аренду земельных участков или предоставление публичных сервитутов для выпаса скота за пределами населенных пунктов . В этих случаях будет возможно применение норм выпаса и контроль со стороны администрации, – отметил Барыленко. Его беспокоит то, что часть скота находится за пределами поселений, и они не зарегистрированы, не учтены, в бюджет отчислений от них не поступает. А ещё тревожит не согласованное с ветслужбой перемещение животных из сопредельных территорий, что приходит к ухудшению эпизоотической обстановки. Замглавы предложил увеличить штрафы за перевозку скота без сопроводительных документов. И ещё:

      – О сервитуте. Муниципальным районам трудно будет провести межевание выпасов: мало средств и специалистов. Считаю, эту работу нужно проводить совместно, и может быть, частично за счёт средств пользователя. Когда он получит право пользования выпасами, он будет смотреть за ними и не пустит туда посторонних.

      Тревожную тему поднял Юрий Сенатенко, начальник территориального отдела Управления Роспотребнадзора по СК в Ипатовском районе:

      – Край сегодня — лидер по бруцеллёзу среди животных и людей. Мы пожинаем последствия и советского, и постсоветского периода, регистрируем в год до 20 новых случаев. А самое главное: законодательство сегодня не даёт нам права применять санкции, о которых сегодня говорилось. Другие службы имеют отношение к прогону и содержанию животных из личных подсобных хозяйств, а мы — нет. Мы обеспокоены этим недостатком законодательства, его надо исправлять. Не согласен, что нужно действовать сегодня только пряником. Наказывать тоже надо…

      Закон в помощь

      Реальную помощь аграриям предложил Иван Кузьминов, руководитель Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Ставропольскому краю:

      – Наша служба обладает надзорно-контрольной функцией земель сельхозназначения по перемещению и порче плодородного слоя земли. С 15 февраля 2014 года вступило в силу изменение в Кодекс об административных правонарушениях. За неиспользование земель сельхозназначения теперь полагаются огромные, до 500 тысяч, штрафы. Так вот, здесь говорили о пастбищах: один имеет, другой пользуется. А бывает, что эти земли распахиваются? Бывает! А вы молчите. Есть прецедент в крае, в Арзгирском районе: с нашей помощью администрация района изъяла пастбище у хозяина. Ведь чтобы восстановить распаханное пастбище, нужно не меньше 5–7 лет. Так что в подобных случаях – не молчите! Мы готовы идти вам на помощь, использовать право, которое дало правительство.

      Александр Захарченко, глава администрации Петровского муниципального района, говорил о том, что в районе много неучтённого скота.

      – Получается, что выпаса используются, а ответственность за это никто не несёт. Это неправильно. Кроме учёта, нужно, чтобы не завозился больной скот… Если мы будем приучать всех к порядку, к правилам, к закону, то наши биоресурсы будут более богатыми и здоровыми, чем сегодня. А то привозят больной скот, и мы потом мучаемся, не знаем, куда его вывозить, где утилизировать… Я призываю федеральные службы более жёстко относиться к этому. Нужно штрафовать – штрафуйте!

      Никто, кроме нас самих

      Александр Нагаев, первый заместитель министра сельского хозяйства Ставропольского края, обозначил позицию министерства:

      – Сегодня мы обсуждаем один из самых злободневных вопросов, касающихся личных подсобных хозяйств. Хочу сказать: никто не наведёт у нас порядок. Это наша задача. Нормативно-правовая база позволяет решать вопросы, надо только её использовать. Мы говорили о муниципальном контроле. Но для того, чтобы его можно было осуществлять, необходимы положения, порядки, административные регламенты проведения муниципальных проверок. Пока подготовительная работа проведена всего в нескольких районах – Будённовском, Новоселицком, Минераловодском, Новоалександровском. Работа сложная и, может быть, неблагодарная, но делать её надо.

      Второй вопрос. Нагрузка на пастбища. Нормативные документы по этому вопросу пока ещё не приняты в Петровском, Грачёвском, Изобильненском, Шпаковском и Советском районах, частью в Степновском. Не во всех районах есть оперативные штабы, межведомственные рабочие группы, которые можно использовать для наведения порядка. Их надо создавать. Кроме этого, в Минсельхозе создан сектор по обеспечению плодородия земель сельскохозяйственного назначения. Мы поддержим каждого, кто к нам обратится. Помимо этого, будем взаимодействовать с федеральными и краевыми структурами и поддерживать муниципалитеты.

      Сегодня Минсельхоз Российской Федерации в вопросах ЛПХ занимает чёткую позицию. Он поставил задачу, чтобы в случае необходимости было обеспечено право войти и проверить хозяйство, начиная от количества поголовья и кончая санитарно-эпидемиологической обстановкой.

      Подвел черту председательствующий Владимир Трухачёв:

      — Мы сегодня обсудили важнейший для нашего края вопрос. Как видите, механизмов навести порядок предостаточно. В целом по краю, необходимо выработать единый подход: «Если животное на землях края пасется без бирки с номером, то это бесхозное животное – несущее угрозу человеку!». Это животное (в соответствии с действующим законодательством) должно быть изолировано для установления хозяина. Если хозяин не объявится, то оно должно быть отправлено на мясокомбинат. Часть вырученных средств за мясо направляется на возмещение затрат тому, кто его содержал в изоляторе, а остальные средства направляются в бюджет муниципального образования. Если так не делается, то в таком муниципальном образовании нет ветеринарной службы и местной власти!

      Выпас на пастбище: преимущества и недостатки

      Принято считать, что если животные содержатся на пастбищном выпасе, они гораздо лучше воспроизводят поголовье, имеют устойчивый иммунитет и потребляют корм, в котором высокое содержание витаминов, а при стойловом содержании всего этого обеспечить невозможно. Но, пастбищный выпас имеет и свои недостатки. Давайте более детально рассмотрим этот вопрос. Выпас на пастбище имеет большое количество разных преимуществ для животных. При таком варианте выпаса здоровье стада значительно улучшится, а если возле молочного коровника есть подходящие для выпаса поля, тогда можно значительно понизить расходы на рабочую силу и корма. Однако, выбирая вариант пастбищного содержания, нужно помнить, что это не всегда оптимальный вариант для Вашего производства.

      «Плюсы» пастбищного выпаса

      • Полная свобода передвижения животных на пастбище положительно отразится на состоянии их копыт, укрепит их суставы и ноги. Также это способствует профилактике инфекций, которые могут существовать в помещении коровника. На выпасе животные много ходят по траве, их копыта чистятся и подсыхают.
      • При выпасе на пастбище животные всегда более чистые, чем при содержании их в коровнике.
      • Выпас на пастбище содействует естественному поведению коров. Животные самостоятельно выбирают места для лежки.
      • Высокий процент потребления кормов с витаминами, потому что зеленая трава значительно способствует здоровью, а также плодовитости животных.
      • Собственник несет более низкие расходы на рабочую силу и на корма и в это же время получает дешевую белковую пищу для коров.
      • Собственник имеет выгоду из-за значительного понижения расходов на рабочую силу — не надо брать на работу людей для кормления и уборки.
      • Фермер может получить хорошую цену за свое молоко, так как некоторые молокозаводы доплачивают премии за пастбищное молоко.

      «Минусы» пастбищного содержания

      • Целевое использование витаминных добавок и подкормок не может быть гарантированно.
      • Наблюдать за большим количеством животных на пастбищном выпасе на много тяжелее, чем в коровнике.
      • Болезнь животного очень тяжело заметить в большом стаде на выпасе.
      • Использовать доильные аппараты на выпасе достаточно проблемно.

      Оптимальным вариантом является чередование стойбищного с пастбищным содержаний. Пастбищное содержание хорошо подходит для теплых месяцев года, а менеджмент предприятия должен быть адаптирован к меняющейся составляющей молочного производства.

      Рекомендации по пастбищному выпасу

      • Площадь пастбища для одного животного должна быть не менее 0,03 га
      • Нужно помнить, что на пастбищном выпасе животное выберет для себя наилучший корм, поэтому на пастбище должно быть много питательного травостоя.
      • Рядом с пастбищем обязательно нужно установить емкостные поилки, так как в жаркий день одна корова может выпить до 150 л воды.
      • Места с повышенной влажностью на пастбище благоприятны для размножения желудочных паразитов и легочных личинок. Примерно за 1,5 — 2 месяца до выпаса проверьте коров на паразитов, а во второй половине пастбищного выпаса повторите проверку.


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *