Метод цебро в пчеловодстве

Метод цебро в пчеловодстве

Метод Цебро В.П.

Подробности Категория: Начинающему пчеловоду Просмотров: 8633

Безроевое содержание пчел с удвоением числа семей к основному медосбору, ежегодной заменой маток во всех семьях без поиска и попарным объединением семей для зимовки.

Содержу пчелиные семьи в двустенных ульях, вмещающих 44 рамки размером 435х300 мм. На нижний четырнадцатирамочный корпус 1 можно поставить два десятирамочных 2 и два пятирамочных 3 корпуса (рис.). Все семьи постоянно находятся на стационарных точках и зимуют на воле на 20 рамках в двух корпусах (по 10 рамок в каждом).

С 20 по 25 января проверяю ход зимовки: прослушиваю семьи через верхние летки, осматриваю несколько планшетов с доньев ульев. По расположению, количеству и качеству подмора на них оцениваю зимовку. Проверяю состояние утепления и работу вентиляции, устраняю выявленные недостатки. Осматриваю запасные соты, борюсь с грызунами.

20–25 февраля нумерую мелом ульи и прослушиваю их через верхние летки. Затем извлекаю планшеты и оцениваю ход зимовки по состоянию, количеству, расположению и качеству подмора на них. Отбираю из каждой семьи около сотни погибших пчел для проведения анализов. Оставшийся подмор счищаю в ящик с планшетов и ставлю их обратно. На центральной усадьбе подмор просеиваю, чтобы извлечь воск, а затем сушу, чтобы использовать в лечебных целях.

25–28 февраля исследую подмор на заболевания. Высыпаю на белую бумагу и проверяю на наличие клещей варроа, браул и личинок, погибших от аскосфероза. Под микроскопом исследую пчел на наличие споры ноземы. Подсчитываю число семей больных аскосферозом, браулезом и нозематозом на точках и в целом по пасеке, чтобы как можно раньше приступить к их лечению и не допустить перезаражения при выравнивании семей по силе и выводе маток. Готовлю лечебный канди.

10–15 марта освобождаю от снега крыши ульев и площадки перед ними. Помечаю мелом ульи с больными семьями, выявленными при исследовании подмора. Раздаю им лечебный канди.

24—30 марта сразу после первого облета пчел при положительной температуре повторно чищу планшеты и донья от подмора и мусора, уменьшаю просвет летков. В этот же день провожу беглый осмотр верхних корпусов семей — определяю наличие маток, расплода, количество кормов. Если в семье нет расплода, меняю медовую рамку из нее на рамку с молодым расплодом из сильной семьи, чтобы проверить наличие матки.

Размещаю в ульях полоски для борьбы с варроатозом и аскосферозом, ставлю кормушки-поилки, засыпаю в них по 0,5 кг сахарного песка и заливаю водой с хлористым кобальтом. Он выпускается в форме таблеток и продается в ветеринарных аптеках.

1–6 апреля расставляю рядом с ульями основных семей по два улья для первого и второго отводков, которые предстоит сформировать в мае. Осматриваю безрасплодные семьи и, если на подставленных ранее рамках нет свищевых маточников, нахожу и ликвидирую неяйцекладущую матку. В безматочных семьях выламываю свищевые маточники и подсаживаю к ним отводки с запасными матками или слабые семьи. Безматочные семьи, которым не хватило запасных маток, переставляю на другое место на точке и сокращаю их гнезда.

Снимаю вторые корпуса с гнезд благополучных семей и переставляю все 10 рамок из нижних корпусов в запасные десятирамочные. Убираю планшеты, чищу нижние корпуса и переставляю в них все рамки из вторых корпусов, осматривая и определяя качество матки (по расплоду), силу семьи и число рамок расплода. Все данные отмечаю мелом на ульях.

Гнезда семей, занимающих десять и более улочек, расширяю до 14 рамок маломедными рамками, оставшимися в нижних корпусах после зимовки. В гнезда сильных отцовских семей в центр ставлю трутневые соты для вывода ранних трутней. Гнезда ослабевших семей сокращаю соответственно их силе и ограждаю газетными листами с проколами, за которые ставлю рамки с пчелами из безматочных семей. С оставшихся рамок из бывших нижних корпусов стряхиваю пчел в семьи и переставляю их во вторые корпуса.

Гнезда накрываю пленкой и холстиками, оставляя пчелам проходы в кормушки-поилки с водой, в которую добавляю больным семьям лечебные препараты. В дальнейшем в них раз в неделю наливаю воду с кобальтом.

Утепляю гнезда подушками, ставлю сверху вторые корпуса с шестью пустыми рамками и накрываю холстиками и крышами.

Все данные по силе семей и наличию в них расплода переношу в тетрадь, используя записи, сделанные на ульях.

20-25 апреля, через 19 дней после перевода семей в нижние четырнадцатирамочные корпуса выравниваю их по силе, а будущие семьи-воспитательницы подсиливаю четырьмя рамками расплода каждую. Сначала выявляю по записям число слабых семей на каждом точке, осматриваю их, определяю, сколько рамок расплода необходимо для подсиливания всех семей и подготавливаю для них место. От сильных семей отбираю по одной рамке запечатанного расплода и меняю местами с сотовыми рамками в в слабых семьях и семьях-воспитательницах. Заодно выравниваю подставки, придавая ульям небольшой наклон в сторону летков.

Через 30–35 дней после первого облета молодые пчелы заменят всех зимовалых и полностью займут нижние четырнадцатирамочные корпуса. 25–30 апреля, когда в каждой семье будет не менее восьми рамок расплода, убираю пленки и холстики с нижних корпусов, обеспечивая пчелам доступ во вторые, где находятся шесть сотовых рамок. Также переношу в них из нижних корпусов вместе с пчелами по две рамки с кормом и две с расплодом, размещая так, чтобы между кормовой и расплодной располагались по две сотовые. 10 рамок, оставшихся в нижнем корпусе, ограничиваю вставной доской.

В это же время ставлю вторые корпуса на заранее отобранные материнские семьи, которые станут потом семьями-воспитательницами. Сначала переношу в них из гнезд маток вместе с рамками, на которых они найдены, а также по одной рамке с расплодом и две с кормом. Эти четыре рамки ограничиваю вставными досками, за которыми помещаю по две сотовые, в которых никогда не выводился расплод. В нижние корпуса к оставшимся 10 рамкам добавляю четыре с запечатанным расплодом. Беру их по одной от сильных и здоровых основных семей пасеки, заменяя сотовыми из запаса.

Накрываю нижние корпуса разделительными решетками и ставлю сверху вторые.

5–10 мая, через 10 дней после постановки вторых корпусов утром из-за вставных досок во вторых корпусах семей-воспитательниц достаю по одному соту и закрепляю на них изоляторы (рис.) с той стороны, где ячейки меньшей глубины (из них пчелам легче отстраивать мисочки), помещаю в них маток и ставлю эти рамки между рамками с расплодом во вторых корпусах. Затем вторые корпуса снимаю и осматриваю нижние, чтобы удалить случайные маточники. Накрываю разделительными решетками и возвращаю на них вторые корпуса. Накрываю ульи холстиками и утепляю.

Через два дня (7–12 мая) от материнских семей формирую отводки с племенными матками. Все четыре рамки из вторых корпусов вместе с пчелами переношу в пакетные ящики и выпускаю в них маток из изоляторов. Ящики закрываю для перевозки. Из нижних корпусов переставляю во вторые корпуса по четыре кормовые рамки без пчел, а вместо них ставлю соты с двухдневными яйцами, вынутые из изоляторов. Между рамками с расплодом в нижних корпусах устраиваю по три колодца для прививочных рамок. Материнские семьи становятся семьями-воспитательницами. Извлекаю рамки с двухдневными яйцами и переношу в переносном ящике в салон автомобиля, где разрезаю соты горячим ножом на полоски с одним рядом ячеек. Прореживаю яйца, оставляя одно через две ячейки и приклеиваю полоски на планки четырех прививочных рамок, которые помещаю в подготовленные колодцы и на место, где стояла рамка с двухдневными яйцами. Утепляю нижние корпуса семей-воспитательниц пленками и холстиками, ставлю на них вторые корпуса с четырьмя кормовыми рамками, накрываю подушками.

В день прививки перевожу маток остальных семей работать в нижние корпуса. Делаю это следующим образом. Снимаю вторые корпуса, осматриваю нижние, определяя нет ли роевого настроения и меняю рамки с молодым расплодом на свободные из верхних корпусов. Комплектую гнездо, начиная с левой стороны. За первой кормовой рамкой ставлю две с расплодом на выходе, строительную и остальные рамки с расплодом, а потом — вперемешку маломедные, сотовые и рамки с вощиной. С рамок второго корпуса стряхиваю пчел вместе с маткой в нижний, накрываю разделительной решеткой, ставлю второй корпус и утепляю сверху.

Отводки с племенными матками перевожу на другие точки и пересаживаю в десятирамочные ульи, которые ставлю справа от семей-воспитательниц. Гнезда отводков расширяю сотами из запаса до 8 рамок.

Через три дня после прививки (10–15 мая) бегло осматриваю рамки во вторых корпусах здоровых и сильных семей пасеки, чтобы убедиться, что там не работают матки (нет яиц, стоящих в центре ячейки). Выбираю из них для каждой семьи-воспитательницы по три семьи, которые буду использовать в качестве промежуточных воспитательниц. В их вторых корпусах устраиваю по одному колодцу между рамками с разновозрастным расплодом. Три прививочные рамки с двухдневными личинками, принятыми на маточное воспитание, вместе с пчелами переношу в подготовленные колодцы, а четвертую — с самым большим числом принятых личинок — оставляю в семье-воспитательнице. Отстающих в развитии личинок выбраковываю. Семьи утепляю.

Через четыре дня (14–19 мая) поднимаю из нижних корпусов семей-воспитательниц во вторые по две рамки с кормом и прививочную вместе с пчелами. Просматриваю остальные рамки на наличие случайных маточников. Разделительных решеток между корпусами нет.

Отбираю с левой стороны нижних корпусов здоровых основных семей по одной рамке с личинками и яйцами, но без пчел. Вместо них ставлю вощину. Подсиливаю семьи-воспитательницы отобранными рамками: пять ставлю во второй корпус, две — в гнездо.

Из вторых корпусов промежуточных воспитательниц забираю прививочные рамки с запечатанными маточниками и сидящими на них пчелами. Выбраковываю плохие маточники и возвращаю прививочные рамки в семьи-воспитательницы, размещая во вторых корпусах между рамками с молодым расплодом.

Через девять дней после прививки и два дня после возвращения прививочных рамок с запечатанными маточниками в семьи-воспитательницы (16–21 мая) формирую первые отводки от основных семей. Бегло осматриваю рамки в их вторых корпусах, чтобы исключить возможность попадания матки, и переставляю в десятирамочные ульи по две рамки с кормами и две самого зрелого расплода вместе с пчелами. Стряхиваю туда же пчел с остальных шести рамок. Затем снимаю вторые корпуса вместе с разделительными решетками и переставляю из нижних корпусов в отводки по одной рамке самого молодого расплода без пчел, чтобы уменьшить слет. Ставлю в отводки по одному соту, частично заполненному водой, ограничиваю все шесть рамок вставными досками, накрываю пленками и крышами.

Проверяю гнезда основных семей на наличие роевого состояния и поднимаю из них в правую часть вторых корпусов по четыре рамки самого молодого расплода без пчел, чтобы привлечь туда молодых особей. В нижние корпуса добавляю по одной сотовой рамке, ограничиваю получившиеся 10 рамок вставными досками. Накрываю гнезда разделительными решетками и ставлю вторые корпуса.

Готовлю по одному шестирамочному нуклеусному улью на каждые три семьи.

Через 3 дня после формирования первых отводков (19–24 мая) организую от каждых трех здоровых семей один сборный нуклеус, отбирая из вторых корпусов по одной рамке с кормом или печатным расплодом (в зависимости от силы семьи) с пчелами. Ставлю их в специальные четырехрамочные ящики для перевозки. Если нуклеусы не нужно перевозить, то при формировании стряхиваю в них еще и пчел с двух рамок из каждой семьи.

После формирования всех нуклеусов на точке организую от основных семей вторые отводки, переставляя из вторых корпусов в десятирамочные ульи по две рамки с кормом и две с печатным расплодом вместе с пчелами, а также стряхивая пчел с остальных пяти рамок. Даю отводкам по одному соту, частично заполненному водой, ограничиваю все пять рамок вставными досками, накрываю пленками и крышами. Ульи с отводками размещаю рядом друг с другом с левой стороны от ульев основных семей летками в ту же сторону.

Из первых отводков достаю по одной рамке с разновозрастным расплодом и свищевыми маточниками. Стряхиваю с них пчел, ликвидирую маточники и ставлю во вторые корпуса основных семей. Отводки утепляю.

Снимаю с основных семей вторые корпуса (и разделительные решетки) и переношу в них из нижних все рамки, которые тормозят яйцекладку маток (в том числе и старые с расплодом). Из вторых корпусов в нижние переставляю рамки с расплодом и добавляю еще по три с вощиной (по одной через каждые две с расплодом) и сотовые, доводя до полного комплекта (14 рамок). Таким образом создаю условия для усиления яйцекладки маток.

Накрываю нижние корпуса разделительными решетками и ставлю на них вторые корпуса, заполненные тремя рамками вощины, кормами и сотами, утепляю холстиками и подушками.

Раздаю 14-дневные маточники без клеточек тем отводкам и нуклеусам, которые не буду перевозить на другие точки. Заключаю в клеточки оставшиеся и помещаю их между рамок в семьи-воспитательницы и сформированные для перевозки нуклеусы.

Перевожу нуклеусы на другие точки и пересаживаю их в шестирамочные ульи, подвешенные с правой стороны на ульи основных семей. Открываю клеточки и выпускаю маток через кормовые отверстия с канди.

Через 4 дня (23–28 мая) проверяю выход маток в отводках и нуклеусах. Если где-нибудь они не вышли, даю запасных неплодных в клеточках, заклеенных канди и вощиной.

Разделяю все семьи-воспитательницы на нуклеусы. Предназначенные для перевозки формирую в четырехрамочных ящиках, а те, которые останутся — в шестирамочных ульях. Во все нуклеусы раздаю маток в клеточках. В ульях семей-воспитательниц оставляю нуклеусы на шести рамках, между которыми размещаю клеточки с запасными матками.

Шестирамочные ульи вешаю на правые стенки ульев основных семей. Четырехрамочные ящики перевожу на другие точки, переселяю из них нуклеусы в шестирамочные ульи, уже висящие на ульях основных семей, выпускаю маток.

Через 5 дней (28 мая – 2 июня) снимаю вторые корпуса и разделительные решетки с основных семей, отбираю из нижних корпусов по четыре рамки разновозрастного расплода без пчел и ставлю в переносные ящики. Переношу из первых корпусов во вторые рамки, тормозящие яйцекладку маток (в том числе полномедные и заполненные пергой), а из вторых корпусов в первые переставляю по три рамки с вощиной и необходимое число пустых сотов. Возвращаю на место разделительные решетки и вторые корпуса, которые дополняю тремя рамками вощины и одной сотовой.

В отводки расставляю по две контрольные рамки с разновозрастным расплодом из пчеловодного ящика; сотами из запаса расширяю гнезда до восьми рамок, ограничиваю вставными досками, укрываю пленками и накрываю крышами.

Через три дня (31 мая — 5 июня) осматриваю контрольные рамки в отводках. Появление на них свищевых маточников указывает на отсутствие матки. Маточники ликвидирую, а рамки с открытым расплодом отдаю в соседние отводки.

В безматочные отводки подсаживаю неплодных маток в клеточках, частично заполненных канди и заклеенных кусочками вощины с проколами. (Неплодных маток беру с точка, где проводилась последняя прививка.)

Переселяю нуклеусы из ульев бывших семей-воспитательниц в шестирамочные и ставлю на новые места или перевожу на другие точки. Освободившиеся ульи заселяю отводками с племенными матками, привезенными с других точков и стоящими рядом в десятирамочных ульях. Расширяю их гнезда.

Через 10 дней (10–15 июня) снимаю вторые корпуса и разделительные решетки с основных семей. Беру из нижних корпусов по четыре рамки разновозрастного расплода без пчел и отдаю по две такие рамки каждому отводку, предварительно убрав вставные доски. Также убираю из нижних корпусов рамки, тормозящие яйцекладку маток, и переношу их во вторые корпуса. В гнезда ставлю по три рамки с вощиной и необходимое число сотов из вторых корпусов или запаса. Во вторые корпуса добавляю по три рамки с вощиной, а также сотовые.

Если обнаруживаю безматочные семьи и отводки, подсаживаю в них молодых плодных маток вместе с нуклеусами. Безматочные нуклеусы ликвидирую, стряхивая из них всех пчел перед ульями основных семей.

В конце июня через 12 дней после последнего подсиливания отводков (22–27 июня) ставлю на первые из организованных отводков через разделительную решетку вторые корпуса. Переношу в них из первых по три рамки печатного расплода, вместо них ставлю в гнезда по три сотовые рамки из запаса. Затем отбираю из вторых корпусов основных семей по три рамки с кормами без пчел и помещаю их также во вторые корпуса первых отводков, ограничиваю гнезда отводков вставными досками, утепляю пленками и накрываю крышами.

Из гнезд вторых отводков отбираю по три рамки с молодым расплодом и переношу во вторые корпуса основных семей. Вместо них ставлю по три сотовые рамки из запаса, помещаю на них магазинные надставки, заполненные рамками с вощиной и сотами.

Сняв вторые корпуса с основных семей, проверяю не готовятся ли они к роению. Переношу из них по три рамки с расплодом на старых сотах без пчел во вторые корпуса, а в нижние корпуса опускаю по три рамки с недостроенной вощиной. Затем накрываю гнезда разделительными решетками, ставлю на них вторые корпуса, утепляю пленками, оставляя проходы для пчел шириной 10 см, а затем ставлю третьи корпуса, заполненные сотовыми рамками, и накрываю холстиками.

Через 7 дней (29 июня – 4 июля) осматриваю рамки с расплодом во вторых корпусах основных семей и первых отводков, маточники выламываю.

Через 9 дней (8–13 июля) перед началом главного медосбора присоединяю к первым отводкам и основным семьям вторые отводки. Для этого переставляю их ульи вместе с подставками к задним левым углам ульев основных семей. Летные пчелы из вторых отводков слетают в ульи первых отводков (переставляю одновременно все вторые отводки данного точка).

Проверяю основные семьи на роение. Наблюдаю за поведением пчел на верхнем летке — грызут его или нет. Осматриваю четыре крайние рамки нижнего корпуса, которые можно достать, не снимая верхнего. Одна из них — строительная. Обращаю внимание на то, как она отстроена и есть ли на ней маточники и мисочки с яйцами.

Вырезаю соты и убираю строительные рамки на хранение, вместо них ставлю сотовые из запаса.

Четыре крайние рамки нижних корпусов основных семей накрываю листами газеты, прокалываю их и ставлю на них по два пятирамочных корпуса. Снимаю магазинные надставки без пчел со вторых отводков и переношу из них в нижние пятирамочные корпуса по четыре рамки с молодым расплодом, а в верхние — по три рамки со зрелым и кормом. С трех рамок с разновозрастным расплодом стряхиваю пчел в пятирамочные корпуса, а сами рамки переношу во вторые корпуса первых отводков. Таким образом, матки из вторых отводков обязательно оказываются в пятирамочных корпусах. В верхние пятирамочные добавляю по одному соту из запаса. Накрываю их холстиками. Пчелы постепенно прогрызают газетные листы и объединяются. Из двух маток в улье, как правило, остается сеголетняя. Таким образом провожу ежегодную смену маток без их поиска.

На вторые корпуса первых отводков ставлю магазинные надставки, снятые со вторых отводков. Накрываю пленками и крышами.

Через 6 дней после присоединения вторых отводков (14–19 июля) стряхиваю пчел с рамок пятирамочных корпусов в гнезда основных семей. Чтобы определить присутствие матки, бегло обследую четыре доступные рамки нижних корпусов на наличие свищевых маточников. Затем накрываю разделительными решетками и ставлю сверху пятирамочные корпуса без пчел.

В тот же день снимаю магазинные надставки с первых отводков, осматриваю рамки с разновозрастным расплодом во вторых корпусах и ликвидирую свищевые маточники. Возвращаю на первые отводки магазинные надставки, накрываю пленками и крышами.

Через 6 дней (20–25 июля) проверяю рамки с расплодом в пятирамочных корпусах, ищу свищевые маточники и ликвидирую их. Оцениваю заполнение медом магазинных надставок отводков, вторых корпусов отводков и семей. Забираю рамки со зрелым медом на откачку. Если это необходимо, ставлю на отводки дополнительные магазинные надставки с сотами.

В дальнейшем регулярно отбираю зрелый мед у семей и отводков, убирая лишние корма и магазинные надставки. Через 6 дней (26 июля — 1 августа) снимаю вторые корпуса с основных семей для откачки медовых рамок из них, а затем переставляю в них рамки из пятирамочных корпусов. Со 2 по 7 августа снимаю для откачки медовых рамок вторые корпуса с отводков, с 8 по 13 августа — третьи корпуса с семей.

После окончания медосбора и спустя 18 дней после начала отбора корпусов и надставок с медом (14–19 августа) попарно объединяю основные семьи с отводками. Делаю это для замены маток (без их поиска), увеличения силы семей перед зимовкой и эффективного использования медосбора с ивовых в мае следующего года. Ульи отводков переставляю вместе с подставками и магазинными надставками к задним левым углам ульев основных семей для сбора в них летных пчел. Накрываю четыре крайние рамки нижних корпусов основных семей листами газеты, прокалываю их и ставлю сверху пятирамочные корпуса. Снимаю с отводков магазинные надставки на откачку, а все рамки вместе с пчелами и матками из ульев переставляю в пятирамочные корпуса и накрываю холстиками.

Таким образом, если по каким-то причинам старую матку не убила молодая во время первого присоединения к основной семье отводка (ж-л «Пчеловодство» №5, 2006), ее все-таки заменит сеголетняя матка во время второго присоединения.

Пустые десятирамочные корпуса, в которых жили отводки, ставлю на холстики вторых корпусов объединенных семей. Освободившиеся донья, крыши и подставки для ульев убираю на зимнее хранение.

Через 6 дней (20–23 августа) забираю на откачку последние медовые рамки. Одновременно формирую гнезда семей для зимовки в двух корпусах и лечу пчел от варроатоза. Работы провожу в следующем порядке. Забираю на откачку верхние корпуса с медовыми рамками. На подставки около ульев ставлю пустые десятирамочные, которые предстоит заполнить рамками и поставить на семьи для зимовки. Затем распределяю рамки из пятирамочных корпусов: медовые без расплода и пчел — на откачку, с запечатанным расплодом и пчелами — в пустые корпуса; по четыре рамки с открытым расплодом и пчелами ставлю в нижние корпуса. После этого осматриваю в них рамки. Полномедные отправляю на откачку, с запечатанным расплодом — в корпуса, которые станут вторыми, туда же переношу по две медоперговые и ставлю по краям. Оставляю в нижних корпусах по четыре гнездовые рамки с открытым расплодом и пчелами. Размещаю их по центру на расстоянии 47 мм друг от друга (чтобы между ними могла поместиться рамка), а по краям ставлю по одной магазинной рамке, ограничиваю гнездо вставными досками.

Все лишние рамки без расплода отправляю на откачку и хранение. На нижние четырнадцатирамочные корпуса ставлю вторые, укомплектованные десятью гнездовыми рамками (по краям — медоперговые и маломедные, а в центре — печатный расплод). Размещаю их строго над рамками нижних корпусов и промежутками между ними. При кормлении семей на зиму пчелы отстроят в этих промежутках языки из сотов, которые обеспечат формирование клуба и его переход из нижнего корпуса в верхний. Подвешиваю между рамками с расплодом во вторых корпусах по две полоски с препаратами, рекомендованными для борьбы с варроатозом (ежегодно меняю препараты, чтобы не произошло привыкания к ним). Накрываю семьи холстиками, оставляя проходы, ставлю кормушки, утепляю подушками, выравниваю ульи на подставках.

Через 6 дней начинаю кормить семьи сахарным сиропом (26 августа – 13 сентября), который готовлю на центральной усадьбе из трех частей сахарного песка белого цвета и двух частей кипящей воды. Добавляю в него средства от нозематоза (полынь, марганцовку, ноземат или ноземацид и другие) согласно рекомендациям и инструкциям. Открываю нижние летки ульев и закрываю верхние. Наливаю семьям в кормушки по 4,5 л сиропа, подкармливаю каждые три дня. Кормлю пчел, пока они не заполнят им все рамки верхних корпусов и не отстроят языки сотов длиной 10–15 см в промежутках между рамками нижних корпусов. Сироп для последней подкормки готовлю с полезином и нозематом.

В конце кормления проверяю на нескольких семьях эффективность лечения от варроатоза. Для этого обрабатываю их бипином и размещаю на доньях планшеты, смазанные вазелином (7 г). Если клещей осыпется много, обрабатываю еще раз бипином.

Через 7 дней после окончания кормления (20–25 сентября) готовлю гнезда пчел к зиме. Убираю кормушки и лечебные полоски. Снимаю подушки и холстики со вторых корпусов, чтобы охладить гнезда сверху и вынудить пчел сформировать зимние клубы как можно ниже (между первыми и вторыми корпусами). Осматриваю рамки во вторых корпусах, забираю маломедные из центра и переставляю их на край вправо или убираю на склад до весны.

На донья ульев кладу планшеты для сбора подмора. Нижние летки открываю в левой части ульев за вставными досками и защищаю их от ветра. Мою и ремонтирую кормушки, затем убираю вместе с подушками на зимнее хранение. Навожу порядок на территории точков.

С наступлением устойчивых холодов (10–15 декабря) на вторые корпуса семей вдоль рамок кладу по одному вентиляционному бруску (500х50х30 мм). После этого накрываю их запрополисованными холстиками так, чтобы спереди и сзади образовались вентиляционные продухи. Прикручиваю крыши к наружной обшивке ульев. Проверяю сохранность сотов на точках.

Зимой в ульях идет усиленная вентиляция гнезд семей благодаря открытым на 10–15 см нижним леткам, а также отдушинам между вентиляционными брусками и холстиками и отверстиям в крышах.

Используя вышеизложенную методику, содержу 200–250 семей пчел, расположенных на шести точках в Псковской обл. Получаю более 100 кг меда от каждой. Все работы провожу строго по графику и календарному плану. После постановки вторых корпусов на ульи основных семей все работы выполняю через определенное число дней, независимо от обстоятельств и условий погоды.

В.П.Цебро

г. Псков

Пчеловодство выходного дня

В пособии пчеловода рассматривается последовательность годового цикла операций технологии разведения и содержания пчел в природно-климатических условиях Северо-запада России. Технология разрабатывалась в лаборатории пчеловодства Псковского НИИ сельского хозяйства и апробирована на пасеках этого региона.

Технология безроевого пчеловождения

Рассматриваемая технология содержания крупной пасеки (более 200 пчелиных семей) с размещением на нескольких точках сильных пчелиных семей рассчитана на предупреждение естественного роения и получение высоких медосборов.

Достигается это путем формирования от каждой пчелиной семьи по два отводка с матками-помощницами, ежегодной смены всех маток в семьях, образования семей-медовиков на период основного взятка и усиления семей пчелами отводков перед зимовкой. При этом все операции проводятся без поиска маток.

В зависимости от сроков начала и продолжительности взятка на конкретно взятой территории предлагается два варианта формирования отводков с матками – помощницами, которые подробно изложены в предлагаемом календаре.

Семьи на пасеке содержатся в 14-рамочных двустенных ульях с десятирамочными корпусами и магазинами, что позволяет иметь постоянный доступ к четырем рамкам нижнего гнездового корпуса и контролировать состояние семей, не снимая корпусов и магазинных надставок.

Зимовка проводится под открытым небом непосредственно на точках с применением специальных кормовых надставок высотой 107 мм на уменьшенных рамках размером 435 × 97 мм.

Работа на пасеке ведется по жесткому графику. На первом этапе его основой является календарь вывода маток, с которым связан уход за пчелиными семьями и формирование от них отводков.

На втором этапе, после спаривания молодых маток, главное внимание уделяется работам по подготовке семей к использованию медоносов, дающих продуктивный взяток. Затем следует подготовка пчелиных семей к зимовке и проведение зимовки.

Рассматриваемая технология репродукции и содержания пчелосемей апробирована во всех типовых ульях, в том числе и лежаках.

ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ ПРИЕМЫ ПО УХОДУ, РАЗВЕДЕНИЮ И СОДЕРЖАНИЮ СИЛЬНЫХ ПЧЕЛОСЕМЕЙ В УСЛОВИЯХ СЕВЕРО-ЗАПАДА РОССИИ

Первый вариант технологии безроевого содержания и разведения пчелосемей.

В начале мая непосредственно на каждом точке проводится вывод маток в племенных семьях, определенных по породности, продуктивности и зимостойкости.

В конце мая от каждой семьи пасеки из их вторых корпусов, отделенных от гнезд разделительными решетками, формируются по два отводка на запечатанный расплод. Первым из них даются 14-дневные маточники, а вторым, которые делаются через три дня после первых, подсаживаются молодые матки. В семьях остаются работать прошлогодние матки.

После 15 июня между семьями и вторыми отводками производится обмен рамками с расплодом, при котором из семей в отводки передается по две-три рамки самого зрелого расплода, а из отводков в семьи такое же количество самого молодого расплода.

В конце июня перед основным взятком первые отводки присоединяются к семьям. При этом от них отбираются по две-три рамки зрелого расплода без пчел и передаются во вторые отводки, на которые в это время ставятся корпуса. Эти отводки с молодыми матками в дальнейшем самостоятельно используют медосбор и присоединяются к семьям в конце основного взятка с целью увеличения силы семей в зиму и успешного использования майского взятка с ивовых в следующем году.

Оба отводка присоединяются к семьям без поиска маток, чем обеспечивается ежегодная замена старых маток на молодые.

Этот вариант применяется при взятке типа нектароносного конвейера с преобладанием июльского медосбора с разнотравья.

1. январь 20-22-24

Проверка результатов зимовки пчелиных семей и сохранности запасных сотов.

Для выполнения работ иметь:

  • Резиновую трубку для прослушивания пчелосемей через леток.
  • Крючок для извлечения из ульев планшетов – поддонов с подмором.
  • Мел.
  • Приманки для уничтожения мышей.
  • Запасные утеплительные подушки.

Перечень операций:

1. Прослушивание семей через леток при помощи резиновой трубки.

2. Постановка мелом вопросительного знака на ульях тех семей, которые отличаются повышенным шумом.

3. Осмотр планшетов – поддонов и верхнего утепления помеченных семей с целью установления причин их беспокойства.

4. Устранение выявленных причин, создавших плохую зимовку пчелиных семей:

а) изгнание из ульев мышей;

б) регулировка вентиляции гнезд при помощи расширения или сужения просвета летков и утепления гнезд;

в) замена отсыревших или испорченных мышами подушек на запасные;

г) устранение дыр и щелей, через которые мыши попали в гнезда;

д) защита летков от синиц и дятлов.

5. Контрольный осмотр нескольких поддонов с подмором нормально зимующих семей для общей оценки хода зимовки.

6. Осмотр состояния запасных сотов в местах их хранения.

7. Раскладка приманок для уничтожения мышей и зарядка мышеловок.

2. февраль 20-22-24

Взятие от каждой пчелосемьи проб подмора пчел для исследования. Оценка хода зимовки семей по расположению, количеству и состоянию подмора на осматриваемых поддонах – планшетах и чистка их от подмора.

Для выполнения работ иметь:

  • Севший мед, расфасованный в марлевые мешочки по 1 кг.
  • Мел.
  • Резиновую трубку для прослушивания пчелосемей через леток.
  • Крючок для извлечения из ульев планшетов с подмором.
  • Железную полоску для отрыва планшетов от доньев.
  • Пронумерованные конверты для проб подмора.
  • Ящик для подмора.
  • Ящик для конвертов с подмором.
  • Сито для просеивания подмора.
  • Мешок для восковых крышечек.

Перечень операций:

1. Нумерация мелом пчелиных семей с одновременным прослушиванием их через леток и пометкой ульев с повышенным шумом.

2. Осмотр извлеченных из ульев планшетов с подмором пчел и по его количеству, состоянию и размещению на поддоне определяется зимовка пчелосемей (влажность в гнездах, размеры клубов, расход, наличие, качество и место размещение кормов в сотах, а также наличие аскосфероза и мышей).

3. Отбор около сотни погибших пчел (подмора) от каждой семьи и помещение их в пронумерованные конверты. Нанесение особых меток на конверты семей и ульи, где обнаружены диарея, аскосфероз или выброшенные трутневые личинки.

4. Упаковка конвертов с подмором в специальный ящик.

5. Чистка поддонов от подмора в переносной ящик и постановка их на донья ульев.

6. Устранение причин плохо зимующих семей, выявленных при прослушивании и осмотре поддонов, в том числе дача севшего меда семьям, в которых оказалось недостаточно корма в рамках, на которых размещается клуб.

7. Просеивание подмора, собранного со всего точка, для извлечения из него восковых крышечек и другого мусора.

8. Затаривание подмора в ящик для транспортировки его на базу.

9. Сушка подмора в сушилке для дальнейшего использования его в лечебных целях.

3. февраль 23-28

Исследование подмора пчел на варроатоз, браулез, аскосфероз и нозематоз. При необходимости приготовление лечебного канди от нозематоза и аскосфероза.

Для выполнения работ иметь:

  • Ведомости с номерами семей для отметки их заболеваний,
  • Чистые белые листы бумаги.
  • Чашки с пестиками для измельчения подмора.
  • Воду дистиллированную.
  • Подмор в конвертах.
  • Сахарную пудру.
  • Жидкий мед.
  • Лекарственные препараты от нозематоза, аскосфероза.

Перечень операций:

1. Проверка высыпанного на бумагу из конверта подмора каждой семьи на наличие в нем клещей варроа, браул и личинок, погибших от аскофероза.

2. Отметка в ведомостях степени заклещенности семей варроатозом и браулезом, а также семей, пораженных аскосферозом.

3. Растирание пестиком в чашках Петри собранного с листков бумаги подмора в дистиллированной воде и исследование его под микроскопом на поражение семей ноземой.

4. Отметка в ведомостях выявленных нозематозных семей и степени их поражения.

5. Подсчет количества больных аскосферозом, браулезом и нозематозом семей в разрезе точков и в целом по пасеке.

6. Отбор части проб для сдачи в ветбаклабораторию для заключительного исследования и получения надлежащего документа.

7. Сдача проб подмора пчел в ветбаклабораторию на экспертизу.

8. Получение результатов экспертизы.

9. Приготовление лечебного канди от нозематоза и аскосфероза по рецепту: 1 кг жидкого меда + 4 кг сахарной пудры + 150 г воды + лечебные препараты, согласно инструкций.

4. март 10-12-14

Приготовление пасеки к облету и мечение ульев с семьями, в которых обнаружен нозематоз и аскосфероз. Раздача больным семьям лечебного канди.

Для выполнения работ иметь:

  • Ведомости проверок и экспертиз семей.
  • Лопаты для уборки снега.
  • Мел.
  • Отвертки.
  • Железную линейку и крючок для прочистки нижних летков.
  • Канди, содержащий лечебный препарат против нозематоза и аскофероза.

Перечень операций:

1. Освобождение от снега крыш ульев и площадок перед ульями.

2. Прочистка от подмора крючком и линейкой нижних летков.

3. Мечение мелом ульев с больными семьями, выявленными при проверке проб подмора.

4. Вывертывание шурупов, соединяющих крышки ульев с корпусами.

5. Раздача лечебного канди пчелосемьям, больным нозематозом или аскоферозом.

5. апрель 5-7-9 (Выполняется при температуре не ниже +10°С).

Послеоблетная чистка планшетов и доньев ульев от подмора, беглый осмотр семей для определения их силы, наличия маток и кормов. Раздача контрольных расплодных рамок семьям, в которых нет пчелиного расплода.

Для выполнения работ иметь:

  • По 1 л сиропа с препаратами от аскосфероза на каждую семью.
  • По кормушке-поилке на каждую пчелосемью.
  • Кочергу для чистки доньев.
  • Сито для отсеивания воска с подмора.
  • Мел.
  • Пчеловодный ящик.

Здесь и в дальнейшем не указывается использование дымаря, стамески, лицевой сетки и халата, которые постоянно применяются при работе с пчелиными семьями.

Перечень операций:

1. Изъятие планшетов из ульев, осмотр подмора на предмет выявления в нем личинок, погибших от аскосфероза, и стряхивание подмора в ящик.

2. Пометка буквой “А” ульев семей, пораженных аскосферозом.

3. Чистка доньев ульев от подмора и мусора при помощи кочерги.

4. Снятие подушек и кормовых надставок с гнезд семей.

5. Беглый осмотр гнезд семей с определением их силы, наличия матки, расплода и кормов.

6. Размещение рамок с медом и пергой по обе стороны расплодных рамок.

7. Сокращение гнезд семей, ослабевших за зиму, строго по их силе, с размещением лишних рамок за вставными досками.

8. Отметка мелом на ульях силы семей в улочках.

9. Выявление безматочных семей и семей с матками-трутовками.

10. Сокращение гнезд безматочных и трутовочных семей до 5 рамок и перестановка отобранных от них сотов с кормом, а ящики для запаса.

11. Постановка в гнездо безматочных семей по одной контрольной рамке с молодым расплодом, отобранным из сильных семей пасеки, для проверки на наличие неяйцекладущих или отрутневевших маток.

12. Постановка в семьи взамен взятого расплода по одной кормовой рамке, отобранной от безматочных семей.

13. Постановка рамок с медом, взятых от безматочных семей в семьи, которые имеют менее 15 кг меда.

14. Чистка гнезд семей от фекалий, если такие имеются.

15. Размещение на гнездах семей пленок с проходом к кормовым надставкам и кормушкам – поилкам.

16. Постановка на гнезда семей кормовых надставок с распечатанными и политыми водой сотами, а также кормушек-поилок.

17. Заливка в кормушки сахарного сиропа с препаратом от аскосфероза.

18. Утепление кормовых надставок и кормушек холстиками и подушками.

19. Просеивание подмора пчел для отбора воска.

20. Заполнение данных о силе семей в пчеловодном журнале (используются пометки мелом на ульях).

6. апрель 10-12-14 (Выполняется через 7 дней после работ, указанных в п. 5).

Ликвидация безматочных семей и семей с матками, но неимеющих пчелиного расплода, путем присоединения их пчел к ослабевшим семьям (первое выравнивание семей по силе).

Для выполнения работ иметь:

  • Пчеловодный ящик.
  • По 1 кг сахарного песка на каждую семью.
  • Лечебную воду по 0,6-0,8 л на каждую семью.
  • Листы бумаги размером 45×40 см.
  • Мел.

Перечень операций:

1. Перестановка на другие места пасеки ульев с выявленными ранее безматочными семьями и с отрутневевшими или неяйцекладущими матками.

2. Осмотр контрольных рамок с расплодом в безматочных и трутовочных семьях, ликвидация заложенных на них свищевых маточников, если они имеются.

3. Поиск и ликвидация неяйцекладущих или отрутневевших маток в тех семьях, которые не заложили маточников на контрольных рамках.

4. Пересадка всех безматочных семей в шестирамочные ящики.

5. Ограничение гнезд слабых семей листами газетной бумаги (вместо вставных досок) и постановка к ним рамок с пчелами безматочных семей, взятых из шестирамочных ящиков.

6. Чистка гнезд семей, если позволяет погода, (см. работу №7)

7. Засыпка в кормушки или поилки по 1 кг сахара и заливка его водой с препаратом от аскосфероза (при его обнаружении).

8. Выравнивание ульев после зимовки.

9. Расстановка пустых 10-рамочных ульев рядом с ульями основных семей и комплектование их 10 гнездовыми сотами, в том числе по 1 соту, имеющему много трутневых ячеек.

7. апрель 15-17-19 (Выполняется при температуре не ниже + 12 °С).

Чистка гнезд семей и расширение их запасными сотами и сотами для вывода ранних трутней. Лечение семей от аскосфероза.

Для выполнения работ иметь:

  • На каждую семью пасеки по 4 сота, в том числе по 1 соту, имеющему много трутневых ячеек, предназначенному для вывода ранних трутней.
  • По 10 г тимола и по 1 полиэтиленовой крышке, закрытой железной сеткой, на каждую семью.
  • Ящик для сбора подмора и мусора.
  • Пчеловодный ящик.
  • Опрыскиватели.
  • Воду с лечебными препаратами.

Перечень операций:

1. Снятие кормушек-поилок и кормовых надставок с гнезд семей.

2. Чистка стамеской верхних брусков рамок гнезд от надстроек воска и прополиса.

3. Прикрытие холстиками 5 рамок, расположенных в правой половине гнезд семей.

4. Перестановка в пчеловодный ящик из левой половины гнезд семей по 5 рамок с их осмотром и чисткой.

5. Чистка левых половин гнездовых корпусов семей.

6. Передвижение в чистые левые половины корпусов остальных 5 рамок с их осмотром и чисткой,

7. Чистка правых половин гнездовых корпусов семей.

8. Окончательное определение семей больных аскосферозом по наличию на доньях ульев и на рамках с расплодом погибших личинок.

9. Размещение на доньях всех ульев полиэтиленовых крышек с 10 г тимола для борьбы с аскосферозом и варроатозом пчел.

10. Сборка гнезд с распечатыванием рамок с зимовалым медом и постановкой между рамками с расплодом по одному увлажненному водой соту, имеющему много трутневых ячеек, предназначенных для вывода ранних трутней.

11. Расширение гнезд сотами до полного комплекта ульев с постановкой их между кормовыми рамками.

12. Определение будущих семей-воспитательниц из расчета по одной на каждые 10 семей пасеки.

13. Постановка кормовых надставок и кормушек на гнезда.

14. Заполнение кормушек лечебной водой и утепление гнезд.

Суть метода и общие правила

Пчеловождение по методу Цебро включает использование ульев особой конструкции, создание нескольких отводков, выведение маток, проведение работ в соответствии с календарным планом.

Основные принципы методики:

  • Рекомендуется держать пчел в трехкорпусных ульях, сочетающих вместительность и функциональность.
  • В двухкорпусных ульях обязательно нужно установить решетку, чтобы матка не могла проникнуть в верхний отдел, что вызовет роение.
  • Не нужно загромождать верх ульев магазинами, чтобы обеспечить расширение и разделение пчелосемьи.
  • При достижении маточником двухнедельного возраста, из него нужно сформировать 2 отводка, которые позволят создать полноценные пчелосемьи.
  • После окончания взятка к пчелиной семье прикрепляют отводки, а прежнюю матку заменяют на новую.
  • Маток нужно менять каждый год. Их нужно получать от сильных семей.
  • С наступлением весны, семьи, у которых больше 10 улочек, расширяют до 14.
  • Чтобы обеспечить хорошую зимовку пчелам, необходимо обустроить двухкорпусные гнезда. В нижний отдел помещают магазинные рамки, а в верхний — гнездовые.
  • Перед зимовкой по всем рамкам равномерно распределяют мед и пергу для питания насекомых.
  • Необходимо обеспечить хорошую вентиляцию, не допуская сквозняков.
  • На пасеке оставляют только сильные пчелосемьи. Семьи, у которых меньше четырех уличек, следует совместить с сильными.
  • Для расплода нужно использовать семьи, у которых 9-10 улочек.
  • В центре улья нужно поместить соты, чтобы получить ранних трутней. Гнезда накрывают пленкой и утепляют.
  • Пчелосемью объединяют с первым отводком после окончания взяток, перед кормлением.
  • После откачки меда и образования семей в улей помещают корм (мед, пергу) в нужном количестве.

Благодаря методу Цебро не придется быть привязанным к улью в ожидании роения. К тому же, при правильном уходе улей будет хорошо проветриваться и подсыхать, что не даст разводиться паразитам и развиваться болезням.

Пчеловождение по методу Цебро

Оптимальный результат позволяет получить пчеловодство по методу Цебро новичкам, а также пасечникам западных и северных регионов России. Методика позволяет насекомым успешно пережить даже сильные морозы, к началу медосбора втрое увеличить количество семей и за сезон получать 150-200 килограмм меда с каждой семьи.

Строение улья

Метод Цебро в пчеловодстве предполагает использование ульев, обладающих особой конструкцией, что позволяет создать оптимальные условия и поддерживать нужный микроклимат.

Владимир Цебро рекомендовал пользоваться стационарными ульями с несколькими корпусами. Утеплять их не нужно, достаточно сделать двойные стенки. Подобное строение придает улью схожесть с многоквартирным домом, который легче отопить, чем частный дом.

Улей должен хорошо проветриваться. С этой целью необходимо в боковой стенке оставить отверстие в 2,5 сантиметра, прикрыв его решеткой. Пространство от дна рамок до низа не должно превышать 3 сантиметров, чтобы там не сновал холодный ветер.

Чтобы улей было удобно обслуживать, одну из боковых стенок изготавливают в виде дверцы, а внизу делают откидной люк, чтобы можно было вынимать поддон и удалять подмор. На верхнем летке рекомендуется оформить «верандочку» для насекомых.

Зимовка

Для многих пчеловодов, особенно начинающих, зимовка представляет значительную сложность. Но Владимир Петрович утверждал, что насекомые должны переносить 40-градусную жару и 30-градусный мороз. Для зимовки необходимо подготовить многокорпусный улей и разместить его на улице. Улей должен иметь простую конструкцию и быть удобным для насекомых.

Перед зимовкой с ульев вынимают кормушки, с верхних корпусов, чтобы они охладились, убирают утеплители. В результате пчелы опустятся вниз и объединятся в клубы, в которых легче поддерживать нужный микроклимат.

Когда температура опустится ниже 10 градусов мороза, верхний леток нужно закрыть стеклом, а нижний — планкой, оставив 6-миллиметровую щелочку. Если обеспечить насекомых достаточным количеством корма, то они смогут поддерживать в гнезде необходимую температуру. При этом они будут греть не стены улья, а свой клубок.

Подушки для утепления нужны только при очень сильных морозах. Их помещают на рамки верхнего этажа.

Выведение маток

Выведение маток — основной принцип методики Цебро. Позволяет сэкономить на покупке и укрепить пчелосемьи.

Ученый предложил способ, позволяющий вывести королеву улья из яиц за 2 дня. Весной, при наступлении тепла, количество насекомых увеличивается, и пчелосемья расширяется, наблюдается расплод.

Когда количество расплода превышает 9 рамок, нижний этаж отделяют от верхнего при помощи решетки. Затем в верхний корпус улья устанавливают 2 рамки с кормом, 4 с суши под засев и 4 с молодым расплодом.

Рабочие пчелы в верхний корпус не залетают, так как их не пропускают решетки. Поэтому в вечернее время делают прививку, используя двухдневные яйца, предназначенные для вывода маток.

В нижнем ярусе делают 3 колодца для прививочных рамок. Рамки с 2-дневными яйцами вынимают из улья и разделяют, используя горячий нож, на полоски, состоящие из одного ряда ячеек. Затем яйца прореживают (2 удаляют, а одно оставляют), полоски размещают на рамки для прививок и устанавливают в колодцы вместе с маточниками.

Через 3 недели, когда маточники достигнут зрелости, формируют отводки. Каждый из отводков укрепляют печатным расплодом (4 раза с интервалом в 10 дней). При наступлении медосбора отводки смогут брать взятки наравне с основными членами семьи.

Календарь Цебро

Чтобы сэкономить время и силы, необходимо спланировать все работы на пасеке. В этом пчеловодам поможет календарь Цебро. К тому же он позволит дисциплинировать себя и выявить ошибки.

Январь

  • контролируют состояния пчелосемей, используя прослушивание;
  • устраняют обнаруженные проблемы;
  • проверяют и удаляют подмор;
  • осматривают запасные соты;
  • размещают приманки для ловли паразитов;
  • регулируют вентиляционную систему домика;
  • суживают летки;
  • утепляют гнезда, проверяют теплоизоляцию;
  • заменяют старые подушки (если их погрызли мыши) на новые;
  • суживают летки и защищают их от птиц.

Февраль

  • отвозят подмор в лабораторию для диагностики;
  • предварительно оценивают количество и качество насекомых в семье;
  • проводят лечение или профилактику.

Март

  • подготавливают пчел к облету;
  • подкармливают канди;
  • выворачивают шурупы, которые соединяют корпуса ульев с крышами;
  • помечают при помощи мела больные семьи.

Апрель

  • очищают домики от мертвых насекомых;
  • визуально осматривают пчелиные семьи;
  • подготавливают рамки с расплодом и помещают их в семьи, у которых отсутствует расплод;
  • объединяют слабые пчелосемьи с сильными;
  • очищают гнезда и расширяют их с помощью сот;
  • лечат аскосфероз;
  • отсеивают воск в тех местах, где был найден подмор;
  • подготавливают кормушки и поилки для каждой пчелосемьи;
  • выявляют пчелосемьи, у которых отсутствуют матки;
  • при необходимости, объединяют семьи.

МЕТОД ЦЕБРО :: информационно-справочный форум

В. П. Цебро. ДЕНЬ ЗА ДНЁМ НА ПАСЕКЕ. Второе издание, переработанное и дополненное (с примерным календарем работ на моей пасеке). Псков, 2014 г.

donant: Книга состоит из трех разделов. Первый – текст первого издания книги. Второй – существенно переработанный текст книги первого издания. Внесены некоторые изменения даже в разделы » Биологическое состояние семьи …» в разные периоды. Полностью переработаны разделы «Работа пчеловода……» в разные периоды. В каждый из них вставлены описания работ «Работа №…» (выписка из Календарного плана) с подробнейшими инструкциями, пояснениями, описаниями происходящих процессов. Изучать Календарный план с этой книгой гораздо понятнее, удобнее и проще. Третий – стихи Владимира Петровича.
Мне книга очень понравилась. Календарный план фрагментами (работами) вписан прямо в соответствующие разделы книги, что очень удобно.
http://dombee.info/index.php?s=&sho … p;p=154929

donant: Мне нравится книжный вариант Календаря, так как к каждой Работе очень много дополнительных очень информативных пояснений. Этого нет ни в одном из прошлых Календарей.

Очень похоже, что Цебро не успел нормально отредактировать текст. В тексте пояснений к Работам частенько описываются серьезные операции, которые почему-то не включены в описании Работ. А более простые и так понятные включены. Последние Работы в конце книги почти без пояснений. Видимо не успевал.

Но в целом изучается книга гораздо легче, чем первая. Читаешь и в основном все ясно. Все разложено по полочкам. И гораздо ближе к реальной практике. Главное — однозначная привязка к реальному последнему Календарю. Не знаю, как для опытных пчеловодов, но для начинающих работать по Цебро книга исключительно полезная.
http://dombee.info/index.php?s=&sho … p;p=156727

Начпчел: Прочитал книгу Цебро, которую отправила Светлана. В полном восхищении! Я думаю, что он был умнейшим человеком и его технология продумана, как и его улей, до мельчайших деталей, где учитывается и биология семьи, и время взятка, и температурные режимы семьи, и температурные режимы всего улья, и все это сведено в единую систему. Причем систему не жесткую, а с большими степенями свободы для ее регулировки в зависимости от различных факторов. Для себя решил так, что изменения в этот продуманнейший метод можно вносить только после того, как понял каждый шаг этого метода, каждую его деталь.
http://dombee.info/index.php?s=&sho … p;p=196683

ПРИОБРЕСТИ КНИГУ МОЖНО У ВЛАДИМИРОВОЙ СВЕТЛАНЫ ВАЛЕНТИНОВНЫ.
ТЕЛЕФОНЫ (МТС ПСКОВ): +7-911-371-15-58 или +7-911-889-78-73

Читать книгу В. П. Цебро ДЕНЬ ЗА ДНЁМ НА ПАСЕКЕ, Второе издание, переработанное и дополненное (с примерным календарем работ на моей пасеке). Псков, 2014 г.:

ЧАСТЬ ПЕРВАЯ: «Технология пчеловождения»

ЧАСТЬ ВТОРАЯ: «Метод Цебро»

ЧАСТЬ ТРЕТЬЯ: МIИ ПОРИВ ВIРШI

Или скачать книгу В. П. Цебро ДЕНЬ ЗА ДНЁМ НА ПАСЕКЕ, Второе издание, переработанное и дополненное (с примерным календарем работ на моей пасеке). Псков, 2014 г.:

Часть первая

Часть вторая


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *