Когда копать картошку

Когда копать картошку

Когда копать картофель?

Требуется обратить внимание на мелочи и некоторые хитрости. Основными признаками зрелого картофеля являются следующие:

  1. Отмирание ботвы. Если ботва засохла, то держать клубни в земле нет смысла. В этом случае не стоит затягивать с уборкой. В течение 3 недель урожай необходимо собрать и заложить на дальнейшее хранение.
  2. Ранние заморозки. Если наступили морозы, а ботва еще зеленая, уборочные работы откладывать не стоит.

Что влияет на созревание клубнеплодов?

На созревание картофеля влияют следующие факторы:

  1. Плодородие земли. Если почва богата питательными веществами, то клубни могут расти до самой осени.
  2. Влажность почвы. При недостаточном поливе ботва отмирает гораздо быстрее. Поэтому важно позаботиться об увлажнении грунта. Полив должен быть качественным и своевременным.
  3. Внесение удобрений. При чрезмерном внесении органических удобрений, срок созревания плодов увеличивается.

Погодные условия

Если в некоторых случаях человек может влиять на скорость созревания плодов, то погодные условия диктуют свои правила. Прежде чем планировать уборку картофеля, необходимо изучить прогноз погоды:

  • приступать к уборочным работам стоит незамедлительно в том случае, если синоптики обещают проливные дожди;
  • оптимальная температура для уборки клубней составляет 17 градусов;
  • для уборки урожая желательно выбирать сухой день;
  • закончить уборочные работы стоит до наступления заморозков.

Как правильно копать картофель?

Организация уборочного процесса влияет на сохранность урожая. Чтобы клубни пролежали в течение зимнего периода, необходимо соблюдать следующие условия:

  1. Для работы желательно выбирать лопату, вилы. Если почва рыхлая, придется дернуть за ботву и собрать урожай. При необходимости куст можно подкопать. Какой инструмент использовать для работы каждый дачник выбирает сам. Повредить клубни можно как лопатой, так и вилами. Главное, аккуратно работать с инструментами.
  2. Уборка картофеля вручную требует определенных затрат времени. Если есть возможность, стоит воспользоваться мотоблоком. Это значительно сэкономит силы и время.
  3. Во время уборки картофель следует сортировать. Отдельно нужно хранить семенной материал, здоровые клубни. Поврежденные экземпляры стоит сразу же выбраковать.
  4. Прежде чем закладывать урожай на хранение, клубни необходимо просушить. Для этого их нужно рассыпать на земле и дать немного полежать.
  5. Не стоит торопиться с закладкой клубней на хранение. Корнеплоды должны в течение месяца побыть в карантине. Для этого корнеплоды нужно засыпать в мешки, и хранить при температуре 13-18 градусов, при влажности воздуха 90-95%. За этот период все недуги дадут о себе знать.

После карантина картофель нужно повторно отсортировать. Поврежденные экземпляры придется выбраковать, для хранения они не годятся. Здоровые клубни нужно убрать в подвал на дальнейшее хранение, поддерживая температуру 2-5 градусов.

Картофель выращивают все дачники. Культура неприхотливая, но имеет некоторые особенности. Казалось бы, что может быть проще, чем собрать урожай. Однако, если делать все по правилам, удастся не только получить здоровые клубни, но и сохранить их в течение зимнего периода.

Уборка и хранение картофеля

Подходит время уборки картофеля. Поэтому поговорим о том, от чего зависит успех его хранения.
Нужно заметить, прежде всего, что лежкость овощей во многом зависит от условий их выращивания на участке. Известно, что фосфорно-калийные удобрения ускоряют вызревание корнеплодов и повышают устойчивость их к болезням. Устойчивость овощей к заболеваниям в период вегетации сильно зависит от погоды, особенно в предуборочный период. Например, при дождливой теплой осени развиваются грибные и бактериальные заболевания. Поэтому для зимнего хранения следует закладывать только совершенно здоровые корнеплоды. На их кожице не должно быть ранок, через которые легко проникает инфекция.
Помещение для хранения овощей готовят заранее. Их за 15–20 дней до закладки овощей очищают от прошлогодних остатков, дезинфицируют. Можно использовать раствор хлорной извести, взяв 400 г на 10 л воды. Для побелки используют раствор свежегашеной извести, при этом берут 1,5–2 кг извести на 10 л воды и добавляют 100 г медного купороса. После побелки помещение нужно хорошо просушить. Емкости для хранения овощей также хорошо дезинфицируют и просушивают, а песок используют свежий. В течение осени и зимы в помещении поддерживают температуру от 0° до + 2°, поскольку повышенная температура, как известно, усиливает дыхание овощей, приводит к испарению их влаги. Это ослабляет овощи и приводит к различным заболеваниям. А понижение температуры ведет к подмерзанию и порче овощей.
На хранение нужно закладывать только зрелые клубни. Признаком полного созревания является легкое отделение клубней от стеблевых побегов. При ранней уборке кожица у клубней тонкая, она легко шелушится. Такой картофель плохо хранится. При поздней уборке клубни могут растрескиваться, и в трещины будет проникать инфекция.
Признаком созревания картофеля является подсыхание его ботвы. В это время происходит интенсивный рост клубней. Поэтому торопиться с уборкой до высыхания ботвы не следует. Но в период дождей ботва может оставаться зеленой. Тогда за 2 недели до уборки следует срезать ботву так, чтобы остались стебли высотой 10–12 см, без листьев. Это укрепит кожуру и снизит опасность ее механического повреждения при уборке и закладке на хранение, а также предотвратит перемещение грибных инфекций с ботвы на клубни.
Уборку следует проводить в солнечный день. Выкопанный картофель раскладывают на мешковину или бумагу (не на землю). Клубни должны полежать и обсохнуть, чтобы с них осыпалась земля. Руками очищать землю с клубней не следует, чтобы не повредить кожуру. Но на солнце долго картофель держать нельзя, иначе он может позеленеть. Поэтому клубни прикрывают мешковиной или помещают их под навес.
Во время уборки картофеля важно не позабыть отобрать семенной картофель. Напомним, что его отбирают из наиболее урожайных гнезд, вес этих клубней 50–60 г. Если в гнезде оказался хотя бы один больной клубень, а остальные здоровые, то из такого гнезда клубни на семена не берут. Даже маточный клубень не должен быть гнилым. Отобранные клубни рассыпают на просушку в отдельное место. Перед закладкой в хранилище семенные клубни хорошо прозеленяют на рассеянном солнечном, но не на прямом свете 7–10 дней, периодически переворачивая. Затем клубни тщательно перебирают, удаляя клубни с малейшими признаками какой-либо болезни, а также механически поврежденные.
Особое внимание нужно обратить на то, не повреждался ли картофель на участке фитофторой. Это бывает, когда картофель выращивают много лет на одном и том же месте. Тогда в почве накапливаются возбудители различных заболеваний, в т.ч. и фитофтора. Если эта болезнь появлялась на участке, то от такого картофеля семена отбирать не следует, болезнь может вновь проявиться при неблагоприятных условиях.
Еще предостережение, чего не следует делать. Часто овощеводы складывают выкопанный картофель в одну кучу, а затем отбирают из нее семенной материал. В этом случае в семена могут попасть клубни от низкоурожайных кустов, а также от кустов, где был больной клубень.
Итак, выкопанный картофель 1–2 часа просушивается, лежа на мешковине. Затем клубни следует рассортировать, крупные клубни будут закладываться на хранение, а мелкие и с поврежденной кожурой пойдут в пищу в ближайшее время. Клубни, предназначенные для хранения, желательно обработать раствором «Фитоспорина», приготовленного по прилагаемой инструкции. Полезные микроорганизмы «Фитоспорина» предотвратят возникновение грибных и бактериальных заболеваний. Картофель раскладывают в один слой и опрыскивают препаратом, затем клубни переворачивают и процесс опрыскивания повторяют.
Если картофель в день уборки не удалось весь вывезти, его на ночь закрывают сухими листьями, соломой, сеном, матами, но ни в коем случае не ботвой, т.к. с нее могут на клубни перейти возбудители каких-либо заболеваний. Ботву после уборки следует сжечь.
При закладке на хранение особое внимание уделяется целостности кожуры клубней. Она может быть повреждена при укладывании картофеля в ведра или в мешки для переноски, при высыпании из них и т.д. Клубни с поврежденной кожурой при хранении выделяют больше тепла и влаги, т.к. у них дыхание более интенсивное. При этом в хранящейся массе картофеля будут возникать очаги с повышенной температурой, такой картофель начинает раньше прорастать, да и в таких очагах картофель легче поражается болезнетворными микроорганизмами, и могут возникнуть различные гнили, например мокрая и сухая гниль. Поэтому не следует высыпать картофель в хранилище из мешков. Лучше потратить некоторое время и переложить его аккуратно руками (в мягких перчатках).
Если перед уборкой картофеля длительное время были затяжные дожди, то в переувлажненной почве клубни будут испытывать недостаток кислорода для дыхания и клубни начнут портиться, еще будучи не выкопанными, храниться они будут плохо. Поэтому важно следить за прогнозами погоды, а если все-таки пришлось выкопать картофель из сырой почвы, то его нужно основательно просушить и обязательно обработать «Фитоспорином» или препаратом «Росток». Затем картофель следует поместить на 20 суток небольшим слоем в сухом затемненном месте с температурой 13–15 градусов. Место должно быть хорошо проветриваемое. При таком режиме начального хранения кожура клубней окрепнет. Тем не менее, при закладке в хранилище нужно будет особо внимательно осматривать клубни, выявляя начинающие портиться, да и употреблять в пищу этот картофель следует в первую очередь. А чтобы весь выращенный картофель не попал под затяжные дожди, его нужно выкапывать в несколько этапов, а не в один день.
В хранилищах важно контролировать влажность воздуха. Высокая влажность ускоряет выход клубней из состояния покоя, да и болезни интенсивнее развиваются. Для снижения влажности в хранилище можно установить полиэтиленовые емкости с негашеной известью. Но и слишком низкая влажность повредит клубням, т.к. происходит их обезвоживание.
Толщина слоя клубней в картофельных отсеках должна быть не более 1,5 м.
Картофель лучше хранится совместно с растениями, выделяющими фитонциды, они подавляют возбудителей гнили. Клубни можно смешать с зелеными листьями рябины в соотношении 5:1, с сухими растениями горькой полыни или сныти в том же соотношении. Можно смочить клубни суточным настоем сныти, полыни горькой и табака, взятых в равных соотношениях. Норма расхода настоя: 3–4 л на 1 тонну картофеля. Подвалы и другие места хранения картофеля за 1 месяц до уборки дезинфицируют 2% раствором медного купороса или дымом из сухих растений горькой полыни или пижмы.
Для хранения картофеля можно организовать погреб на балконе. В зависимости от количества овощей строится каркас хранилища. Для этого можно использовать старую мебель, остатки мебельной упаковки, подобранные во дворе. Стенки оформляют двойными из фанеры, древесностружечной плиты и т.д. Между стенками закладывают утеплитель: пенопласт, стекловату, другие материалы, толщиной 5–8 см. Утепляют также днище и крышку. Нагревателем служит лампочка 25–100 ватт. Лампочка включается регулирующей схемой, например контактным термометром и реле при понижении температуры внутри емкости ниже +1…+2°.

О. Мельков

Механическая кулинарная обработка овощей

Овощи играют важную роль в питании человека: улучшают процесс пищеварения, поддерживают кислотно-щелочное равновесие и жидко­стный обмен в организме. Являясь одним из основных источников вита­минов, они также богаты углеводами, минеральными, ароматическими, вкусовыми веществами. Некоторые овощи (чеснок, лук, хрен, редька) содержат особые бактерицидные вещества — фитонциды, уничтожаю­щие болезнетворные микробы и задерживающие их развитие.

На предприятиях общественного питания овощи широко использу­ют для приготовления холодных блюд, супов, соусов, овощных блюд и гарниров. Овощи подразделяют на следующие группы: клубнеплоды — картофель, топинамбур (земляная груша), батат (сладкий картофель);

1. корнеплоды — морковь, свекла, репа, брюква, редька, редис, петруш­ка, пастернак, сельдерей, хрен;

2. капустные — капуста белокочанная, краснокочанная, савойская, брюссельская, цветная, кольраби, брокколи;

3. луковые — лук репчатый, лук зеленый, лук-порей, чеснок;

4. пряные — укроп, эстрагон, чабер, базилик, майоран;

5. плодовые — тыквенные (тыква, кабачки, огурцы, арбуз, дыня, па­тиссоны);

6. томатные (томаты, баклажаны, стручковый перец);

7. бобовые (горох, бобы);

8. зерновые (сахарная кукуруза);

9. десертные — артишоки, спаржа, ревень.

Овощи, поступающие на предприятия общественного питания, проверяют по количеству и сор­там в соответствии с государственными стандартами. Для этого овощи взвешивают и полученные данные сверяют с данными, указанными в сопроводительных документах, что позволяет обеспечить точный учет количества поступивших овощей.

Большое внимание уделяют проверке качества, так как при обра­ботке овощей низкого качества увеличивается количество отходов и ухудшается качество приготовленных блюд. Доброкачественность ово­щей определяют органолептическим методом: по цвету, запаху, вкусу, консистенции.

Механическая кулинарная обработка овощей состоит из последова­тельных технологических операций: сортировки и калибровки, мытья, очистки и нарезки.

Сортировка и калибровка способствуют рациональному использова­нию овощей для приготовления определенных блюд, снижают отходы при механизированной обработке. При сортировке и калибровке удаля­ют посторонние примеси, загнившие и побитые экземпляры, распреде­ляют овощи по размерам и качеству.

Моют овощи в овощемоечных машинах или вручную в целях удале­ния с их поверхности остатков земли и песка. Это улучшает санитарное состояние машин, способствует увеличению срока их эксплуатации.

Очищают овощи в овощеочистительных машинах или вручную в це­лях удаления частей с пониженной пищевой ценностью.

Нарезка овощей способствует более равномерной их тепловой обра­ботке, придает блюдам красивый внешний вид, улучшает вкус.

Нарезают овощи механическим способом или вручную. Для повыше­ния производительности труда работников, снижения расходов производ­ства, улучшения санитарного состояния предприятия целесообразно ме­ханическую кулинарную обработку овощей производить на крупных пред­приятиях общественного питания (комбинатах, фабриках-заготовочных) и снабжать овощными полуфабрикатами предприятия-заготовочные.

ОБРАБОТКА КЛУБНЕПЛОДОВ

Клубни картофеля богаты крахмалом, содержат белки, сахара, мине­ральные вещества, витамины С и группы В. Картофель занимает важное место в рационе питания, поэтому на предприятиях общественного пита­ния его обрабатывают в массовых количествах. Для приготовления блюд лучше использовать столовые сорта картофеля, имеющие тонкую и плот­ную кожицу, небольшое количество мелких глазков и хороший вкус.

Механическую кулинарную обработку картофеля можно производить механическим, химическим и термическим способами. Наиболее распро­страненным из них является механический.

Механический способ. При этом способе процесс обработки карто­феля состоит из следующих операций: сортировки и калибровки, мытья, очистки и дочистки.

Сортируют картофель в механических сортировочных маши­нах или вручную. При сортировке удаляют загнивший, побитый карто­фель, посторонние примеси (камни, щепки, комочки земли) и пророс­шие клубни, так как в глазках такого картофеля содержится ядовитое вещество — соланин.

Калибруют картофель по размерам, для того чтобы снизить отходы при машинной очистке, так как крупные клубни очищаются быстрее и к концу очистки всего картофеля с них срезается слой мякоти, в котором содержится большое количество пищевых веществ.

Мытье картофеля способствует быстрой его очистке, улучшает са­нитарные условия дальнейшей обработки. При этом с поверхности клуб­ней удаляются загрязнения, благодаря чему песок не попадает на движу­щиеся части картофелечистки, сохраняя шероховатую поверхность те­рочных дисков и увеличивая сроки их эксплуатации. Из очисток вымы­того картофеля получают крахмал более высокого качества. Моют кар­тофель в моечных машинах, картофелечистках с диском без абразивной облицовки, моечно-очистительных машинах или вручную в ваннах с ре­шетчатым настилом.

Очищают картофель в картофелечистках периодического или не­прерывного действия. При использовании картофелечистки периодичес­кого действия сначала открывают вентиль водопровода, включают ма­шину и через загрузочную воронку загружают картофель. Очищается картофель путем трения о шероховатую поверхность диска и стенок кар­тофелечистки. При очистке с картофеля счищаются кожица и часть по­верхностных клеток. Продолжительность очистки 2—2,5 мин, при бо­лее длительной очистке счищается слой, содержащий большое количе­ство крахмала. Очищенный картофель выгружают, не выключая элект­родвигателя. Для этого открывают дверцу машины, картофель посту­пает в подставленную тару.

Дочистка картофеля производится вручную коренчатым или же-лобковым ножом. При дочистке у очищенных клубней удаляют глазки, впадины, темные пятна, оставшуюся кожицу. Обработанный картофель промывают в холодной воде.

На предприятиях овощеперерабатывающей промышленности, круп­ных фабриках-заготовочных применяют термические способы — паро­вой и огневой.

ОБРАБОТКА КОРНЕПЛОДОВ

Корнеплоды содержат сахар, витамины, минеральные, красящие и ароматические вещества. Пищевая ценность корнеплодов различна: в белых корнеплодах — петрушке, сельдерее, пастернаке — содержится большое количество эфирных масел; репа, брюква и редис содержат гли-козиды и эфирные масла, придающие им специфические вкус и аромат.

Корнеплоды обрабатывают механическим способом, термическим или вручную. Морковь, репу, свеклу, редьку сортируют по размерам, удаляя загнившие экземпляры, у молодой моркови и свеклы отрезают ботву, после чего промывают вручную или в моечных машинах, очищают и снова промывают. Свеклу, репу, редьку и короткую морковь очищают в картофелечистке, а длинную морковь — вручную.

Петрушку, сельдерей, пастернак сортируют, от­резают зелень и корешки, промывают и очищают вручную. Зелень пет­рушки и сельдерея перебирают, удаляют испорченные, пожелтевшие, вялые листья и моют.

У красного редиса отрезают зелень и корешки, затем про­мывают, у белого редиса очищают кожицу.

У хрена очищают кожицу и промывают. Если корни хрена вя­лые, то перед обработкой их замачивают в холодной воде.

ОБРАБОТКА КАПУСТНЫХ ОВОЩЕЙ

Капустные овощи богаты витаминами, содержат сахара, бел­ки, минеральные вещества. Белокочанную, савойскую и краснокочанную капусту обрабатывают одинаково. У нее снимают загнившие и загряз­ненные листья, отрезают наружную часть кочерыжки и промывают. Ко­чан разрезают на две или четыре части и вырезают кочерыжку. Если при обработке обнаружены улитки или гусеницы, то обработанную капусту кладут в холодную подсоленную воду (50—60 г соли на 1 л воды) на 15— 20 мин, при этом гусеницы или улитки всплывают на поверхность, откуда их легко удалить. После этого капусту вновь промывают. Обработанную капусту нарезают вручную или на овощерезательной машине.

У цветной капусты отрезают стебель на 1—1,5 см ниже начала раз­ветвления головки так, чтобы сохранить соцветие, удаляют зеленые ли­стья. Загнившие и потемневшие места головки зачищают теркой или ножом и промывают. При обнаружении в цветной капусте гусениц ее кладут в холодную подсоленную воду, после чего промывают.

Брюссельская капуста поступает со стеблем и без стебля (обрезная). Если капуста поступила со стеблем, то кочешки во избежание увядания срезают со стебля непосредственно перед тепловой обработкой. Их за­чищают от испорченных листьев и промывают. Чтобы освежить капус­ту, ее кладут в холодную воду на 20—30 мин.

Капусту кольраби сортируют, очищают вручную от кожицы и про­мывают. Нарезают соломкой, ломтиками, брусочками. Используют для приготовления салатов, супов.

ОБРАБОТКА ЛУКОВЫХ ОВОЩЕЙ

Лук ценят за содержание в нем сахара, эфирных ма­сел, фитонцидов.

Репчатый лук сортируют, отрезают нижнюю часть — донце и шейку, затем снимают сухие чешуйки и промывают в холодной воде. На круп­ных предприятиях для очистки лука устанавливают специальные шка­фы с вытяжкой, которая удаляет эфирные масла. Лук можно очистить термическим способом. Его обжигают в термоагрегате при температуре 1200—1300°С, затем очищают в моечно-очистительных машинах и до­чищают вручную.

У зеленого лука отрезают корешки, зачищают белую часть, удаляют увядшие, пожелтевшие и загнившие перья, кладут в холодную воду, хо­рошо промывают несколько раз в большом количестве воды и ополас­кивают в проточной воде.

У лука-порея отрезают корешок, удаляют сухие, пожелтевшие лис­тья, разрезают вдоль, чтобы лучше смыть песок и землю, затем промы­вают так же, как зеленый лук.

У чеснока срезают верхушку и донце, снимают чешуйки, разделяют головку чеснока на дольки и очищают.

ОБРАБОТКА ПЛОДОВЫХ ОВОЩЕЙ

Плодовые овощи содержат сахар, каротин, немного белка, вита­мин С и группы В. Зернобобовые овощи отличаются большим содер­жанием белка.

Помидоры (томаты) сортируют по размерам и степени зре­лости (зрелые, недозрелые, перезрелые), удаляют испорченные или по­мятые экземпляры. Затем промывают и вырезают место прикрепления плодоножки.

Баклажаны сортируют, отрезают плодоножку, промывают, ста­рые баклажаны ошпаривают и очищают кожицу.

Перец стручковый (острый и сладкий) сорти­руют, промывают, разрезают вдоль пополам, удаляют семена вместе с мякотью и промывают.

Тыкву моют, отрезают плодоножку, разрезают на несколько ча­стей, удаляют семена, очищают кожицу и промывают.

Кабачки и патиссоны рекомендуется использовать в не­дозрелом виде, так как мякоть у них нежная, вкусная и семена нежест­кие. Кабачки промывают, отрезают плодоножку, очищают кожицу и промывают. Крупные экземпляры разрезают на части и удаляют семе­на.

Огурцы свежие сортируют по размерам, моют. У грядовых огурцов срезают кожицу, у парниковых и ранних грядовых огурцов кожицу срезают только с обоих концов

Молодые стручки фасоли и зеленого горош-к а сортируют, надламывают концы стручка, удаляют жилки, соединя­ющие половинки стручков.

Початки кукурузы молочно-восковой спелости очищают непосредственно перед варкой, чтобы не изменился цвет. У кукурузы отрезают стебель и основание, при этом вместе со стеб­лем отпадают листья. Затем снимают волокна, покрывающие початки, и промывают.

Презентация к уроку

Загрузить презентацию (688,4 кБ)

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Цели:

  • Закрепить знания детей об овощах.
  • Закрепить умение образовывать уменьшительно-ласкательную форму существительных.
  • Закрепить умение детей согласовывать числительные с существительными.
  • Развивать логическое мышление, внимание, память детей.
  • Развивать мелкую моторику.
  • Развивать общие речевые навыки.
  • Расширить словарь по теме.

ХОД ЗАНЯТИЯ

Воспитатель.Дети, внимательно послушайте стихотворение.

Под окошком огород –
Много овощей растёт:
Тыква, репа и чеснок,
Лук, капуста, кабачок.
Сразу всё не назовёшь –
Может ты ещё найдёшь?

Воспитатель. Перечислите овощи, о которых говорится в стихотворении. (Ответы детей).
Воспитатель. Дети, посмотрите на картинку (Слайд 3) и назовите овощи, про которые забыли сказать в стихотворении. (Ответы детей).
Воспитатель.Я начну, а вы продолжите. В огороде грядки с морковью, с огурцами… (Ответы детей).

Осень щедрою рукою
Одарила нас с тобою,
И на каждой грядке
Выросли загадки.

Этот овощ – круглой формы, жёлтого цвета, сладкий на вкус. (Pena) (Слайды 4-5).
Этот овощ – овальной формы, длинный, зелёного цвета, шершавый, хрустящий, сладкий на вкус. (Огурец) (Слайды 6-7).
Этот овощ – круглой формы, жёлтого цвета, сочный, горький на вкус. (Лук) (Слайды 8-9).
Этот овощ – овальной формы, длинный, оранжевого цвета, сочный, хрустящий, сладкий на вкус. (Морковь) (Слайды 10-11).
Этот овощ – круглой формы, бордового цвета, сладкий на вкус. (Свёкла) (Слайды 12-13).

Воспитатель. (Слайд 14)

На грядке в тёплый солнечный денёк
Лежал и грелся толстый кабачок.
И было жалко мне его срывать –
Но нельзя ему на грядке зимовать.

Воспитатель. Какие ещё овощи мы можем сорвать с грядки? (Ответы детей – помидоры, огурцы, горох, баклажаны) (Слайды 15-16).
Воспитатель. А какой овощ мы можем выкопать? (Картошку) (Слайды 17-18).
Воспитатель. Какие овощи мы выдёргиваем из земли? (Морковь, свёклу, репу, лук, редис) (Слайды 19-20).
Воспитатель. Какой овощ мы можем срезать? (Kanycmy, петрушку, укроп) (Слайды 21-22).
Воспитатель.Давайте назовём, какие действия мы выполняем для того, чтобы собрать овощи? (Ответы детей) (Слайд 23).
Воспитатель. Молодцы! Что нужно делать, чтобы собрать урожай, вы знаете. Пора идти в огород собирать урожай.

Физкультминутка «Урожай»

(Дети выполняют движения в соответствии со словами, которые произносит воспитатель).

Мы картошку накопали,
Огурцы с гряды сорвали,
Выдернули всю морковку,
Срезали капусту ловко.
И в корзине от земли
Вам подарок принесли.

Воспитатель.

Огород у нас большой,
Урожай здесь неплохой.
Раз, два, три, четыре, пять.
Мы начинаем овощи в корзину собирать.

Воспитатель. Посмотрите на помидоры (Слайд 24). Чем они отличаются друг от друга? (Ответы детей – размером, маленький помидор, побольше, ещё больше, еще больше, большой помидор).
Воспитатель.Нам нужно сосчитать помидоры, соблюдая правило. А правило такое: чем больше помидор, тем громче должен быть голос при счёте. Посмотрите, как это буду делать я.

(Воспитатель на одном выдохе выполняет счёт до 5-ти с усилением голоса).

Воспитатель. А теперь покажите, как это делаете вы.

(Дети выполняют упражнение на развитие речевого дыхания и силы голоса).

Воспитатель. А сейчас я буду складывать овощи в корзину (Слайд 25). Один помидор, два помидора, три помидора, четыре помидора, пять помидоров. Теперь складывайте овощи в корзину вы, дети.

1-й ребенок: один огурец, два огурца, три огурца, четыре огурца, пять огурцов.
2-й ребенок: одна репа, две репы, три репы, четыре репы, пять реп.
3-й ребенок: одна свёкла, две свёклы, три свёклы, четыре свёклы, пять свёкл.
4-й ребенок: одна морковка, две морковки, три морковки, четыре морковки, пять морковок.

Воспитатель.Вот какой урожай овощей мы собрали (Слайд 26).
Воспитатель. Дети, посмотрите на этот рисунок и скажите, какие овощи спрятались здесь? (Слайд 27).
Воспитатель. А теперь, дети, найдите этот рисунок в ваших тетрадях. (Дети открывают нужную страницу). Дети, назовите ласково:

огурец – огурчик
помидор – …
морковь – …, …

Воспитатель.Дети, давайте подготовим наши пальчики к работе.

Пальчиковая гимнастика «Вырос у нас чесночок…»

На каждый ударный слог ребёнок разминает фаланги одного пальца, направление массажных движений – от ногтевой фаланги к основанию пальца.

Вырос у нас чесночок, указательный палец левой руки
Перец, томат , кабачок, средний палец левой руки
Тыква, капуста, картошка, безымянный палец левой руки
Лук и немножко горошка. мизинец левой руки
Овощи мы собирали, мизинец правой руки
Ими друзей угощали, безымянный правой руки
Квасили, ели, солили, средний палец правой руки
С дачи домой увозили, указательный палец правой руки
Прощай же на год, большой палец левой руки
Наш друг – огород! большой палец правой руки

Воспитатель.О каком овоще загадка?

Он круглый и красный,
Как глаз светофора.
Среди овощей
Нет сочней… (помидора)

Воспитатель. Обведите пальчиком помидор по контуру. (Дети обводят). А теперь раскрасьте помидор, не обращая внимания на пересекающие его контур линии. (Дети раскрашивают помидор).
Обведите контур моркови карандашом оранжевого цвета, а контур огурца обведите карандашом зелёного цвета. (Дети выполняют задания).
В заключительной части занятия воспитатель подводит итог, обращаясь к детям с просьбой кратко повторить то, чем они сегодня занимались.

Литература:

  1. Крупенчук О.И. Научите меня говорить правильно! Пособие по логопедии для детей и родителей. – СПб.: Издательский Дом «Литера», 2005.
  2. Османова Г.А., Позднякова Л.А. Игры и упражнения для развития у детей общих речевых навыков. – СПб: Каро, 2007.
  3. Васильева С.А. Рабочая тетрадь по развитию речи дошкольников. – М.: Школьная Пресса, 2002.
  4. Васильева С.А., Мирясова В.И. Тематический словарь в картинках: Мир растений: Фрукты, овощи. (Программа «Я – человек») – М.: Школьная Пресса, 2005.
  5. Нищева Н.В. Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи. – СПб: Детство-Пресс, 2003.


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *