Каток для газона

Каток для газона

Дополнением для любой территории, станет газон в частном доме или же площадка где-то в парке, рядом с тротуаром. Чтобы добиться хорошего результата и газон смотрелся ярко и красиво, потребуется проделать немало работы, связанной в первую очередь с подготовкой грунта. Именно подготовка основания занимает основное время, а не посадка или укладка газона. Поэтому если вы хотите сохранить драгоценное время, рекомендуем сразу озаботиться покупкой или же самостоятельным изготовлением специального инструмента. Одним из важных инструментов является ручной каток для уплотнения земли. В устройстве ничего сложного нет, поэтому в качестве альтернативы покупке, можно рассмотреть вариант изготовления самостоятельно. В конце статьи приведем примеры, как можно самостоятельно сделать каток, а главное из чего? Ведь, что может быть прекрасней, чем сотворенное своими руками?

Для чего необходим каток?

Вот уже действительно сложно переоценить значимость такого инвентаря, особенно для частного дома, где нет всевозможных премудрых машин для уплотнения и прочих аппаратов. В садовом хозяйстве достаточно обойтись небольшим катком, который позволит уплотнить грунт перед высадкой газон, привести его в нормальное состояние, выровнять, что говорится горизонты, сделать идеально ровную площадку и т.д.

Итак, выделяют следующий ряд задач, с которыми вы без труда справитесь, имея на вооружении ручной каток для уплотнения:

  1. Обработка грунтов, в том числе трамбовка только что посеянного газона.
  2. Выравнивание уровня земли, о чём уже упоминалось.
  3. Поддержание в целом эстетичного вида придомовой лужайки, за счёт специальных приспособлений на катке (далее подробней об этом).
  4. Удаление наледей в зимний период.
  5. Регулировка уровня воды в почве.
  6. Формирование дорожек на газоне.
  7. Уплотнение отдельных участков.
  8. Удаление неровностей и прочих дефектов участка.

Касательно последнего пункта много положительных моментов, ведь при дальнейшем обслуживании газона, вам понадобится не редко косить его, а теперь подумайте, удобно ли будет это делать при всевозможных холмиках и ямках на участке? Безусловно, что нет, ведь в таком случае будут не только напрягаться агрегаты газонокосилки или мотокосы, но и постоянно затупляться ножи. Поэтому преимущество на лицо.

Какие бывают виды катков?

Существует масса критериев для классификации, взять хотя бы следующее:

  1. Вес.
  2. Ширина обработки.
  3. Состав внутреннего наполнителя.
  4. Принцип управления.
  5. Функциональное назначение.

Помните, что масса барабана во многом влияет на эффективность работы по уплотнению. К примеру, на участке тяжелые грунты, соответственно применять нужно исключительно тяжеловесные агрегаты. Вес для твердых почв где-то до 120 кг считается оптимальным. Песчаник же требует гораздо меньше внимания, поэтому с весами до 50 кг справитесь точно.

Также не забывайте о ширине захвата, смотря какой участок, форма, площадь, строения и дизайна, планировка, всё это влияет на выбор. Стандартом для небольших газонов считается захват в 50 см. Для уплотнения широких тротуаров, больших площадей подходят катки в 100 см шириной. Ну их можно считать уже профессиональными, они применяются зачастую при подготовке основания для тротуарных дорожек или газонов под спортивные площадки и прочие.

В целом можно выделить следующие виды катков:

  1. Ручной каток для уплотнения грунта.
  2. Облегченные катки, требующие от «оператора» усилий.
  3. Специальные аэрационные катки.

С видами и разновидностями ручных катков разобрались, можно даже привести примеры: AL-KO GW 50, каток-аэратор под названием «Ёжик», каток «Гигант» с широким захватом и большой массой.

Купить каток или сделать самостоятельно?

Учитывая тот факт, что зачастую, стоимость катков даже самой простецкой модификации оценивается в 4 000-7 000 руб., то покупка мягко сказать не выглядит целесообразной, учитывая необходимый объём работ в пределах садового участка. Поэтому для обустройства небольших или даже средних участков, оптимальным можно считать изготовление катка собственноручно. Но, вот для обширных территорий и для тех людей, которые собственно планируют зарабатывать с помощью таких инструментов, целесообразно, наоборот, купить готовое изделие, которое гарантировано, прослужит долгое время.

Кстати, вот видео, в котором наглядно показано, как нужно работать с катком, его устройство и принцип работы. Обязательно посмотрите, даже если собираетесь конструировать самостоятельно, много полезной информации найдете.

Ручной каток для уплотнения своими руками

Итак, всё-таки кто-то из читающих статью решил делать каток самостоятельно, что же, давайте рассмотрим несколько примеров, чтобы вы так сказать имели представление о системе. Приведем три примеры самодельных катков, которые мало чем отличаются от заводских.

Первый самодельный каток будет простым в конструкции, но при этом достаточно сложным и трудоемким в эксплуатации, но упомянуть о нём стоит обязательно. Итак, вам потребуется:

  • бревно;
  • желательно твердых пород;
  • диаметр как можно больше;
  • длиной до 70 см.

Подойдет для небольших участков, потому что регулярное использование трудоемко и работать с ним сложно.

Второй способ в принципе не предполагает никаких финансовых затрат, как всё что для него необходимо, есть в хозяйстве у каждого. Проделайте следующее действия:

  • подготовьте парочку бутылей для воды, объём желательно не менее 20 литров;
  • отрежьте у каждого бутыля, дно;
  • соедините вместе оба бутыля, предварительно засыпав туда песок либо грунт (предпочтительней песок);
  • с обоих краев навяжите веревки;
  • сделайте ручку.

Такая нехитрая приспособь, позволит выполнить аналогичный перечень работ, как и профессиональный каток. При этом, не требуя, как таковых крупных финансовых затрат.

Данный способ будет оптимальным решением, в том числе в качестве направления отходов от строительства в полезное «русло». Вам понадобится сделать следующее:

  • подготовьте трубу желательно металлическую, на крайний случай подойдет и асбестовая, объёмом как можно больше;
  • в эту же трубу, вставляете аналогичную трубу, но уже меньшего диаметра, но такой же длины (старайтесь придерживаться стандарта до 1 м.;
  • залейте цементом все внутреннее пространство;
  • когда застынет раствор, приделайте ручку, можно использовать, как дерево, так и металл.

В принципе ничего сложного нет, достаточно простые варианты конструкции, особенно если нет желания тратиться на покупку профессионального катка, для которого впоследствии попросту не найдется работы.

Самое основное, чтобы применение катка сделанного собственноручно именно смысл, нужно придерживаться определенных правил работы. В том числе необходимо предварительно в случае необходимости подготовить почву, чтобы не надрываться. Итак, учитывайте следующие нюансы:

  1. Какие-либо неровности предварительно расправьте лопатой, ломом или вилами.
  2. Уплотнять грунт лучше на «мокрую», когда ещё не успел достаточно подсохнуть. Почва должна быть обязательно немного влажной, иначе толку будет мало, даже с покупным катком.
  3. Предварительно очистите участок от мусора, камней, коряг и прочего. Таким образом, вы избавитесь от препятствий во время обработки участка.

В этом году масса новшеств вторгается в жизнь автомобилистов. Мы уже опубликовали статью, в которой рассказывали о законопроекте, обязывающем всех владельцев транспортных средств проходить переобувку согласно весеннему и зимнему периодам.

Затем автообщественность облетела весьма занимательная новость: в России дороги хотят посыпать не солевым реагентом, как раньше, а… сахаром! Посыпание дороги мелассой, остаточным продуктом после переработки сахара, уже второй год используют в Беларуси. И это, по словам белорусских коллег, даёт свои результаты: обеспечивается отличная защита от гололёда, при этом обувь и покрышки машин изнашиваются меньше. Первый эксперимент с таким реагентом пройдёт на Урале уже в этом году.

Наконец, на днях стало известно о новых требованиях Росавтодора: разрабатывается норматив, согласно которому дороги зимой больше не будут чиститься от снега. Однако это отнюдь не означает, что дорожное покрытие будет покоиться под двухметровыми сугробами: отныне снег станут утрамбовывать, а не сгребать грейдерами. Такой способ борьбы с осадками не является инновацией: в странах Скандинавии подобный метод практикуется уже достаточно давно, что помогает значительно экономить на содержании асфальтобетона. Кроме того, утрамбовка позволит избежать порчи дорог, ведь асфальт сохраняется лучше, если дорожное покрытие пребывает в накате, а не счищается вместе со снегом.

Скорее всего, нововведение коснётся лишь региональных трасс, поскольку на них количество машин значительно меньше, нежели на федеральных дорогах. Последние же так и продолжат чистить.

Прежде чем внести поправки, специалисты провели эксперимент, который позволил проследить за состоянием дорог в накате, а также понять, как это может повлиять на ремонт ходовой автомобиля (точнее, на его частотность) и на автодвижение в целом. Результаты проделанного опыта сейчас проходят стадию анализа. Таким образом, итоги эксперимента помогут разобраться, стоит ли вообще применять подобную практику на наших дорогах.

При благоустройстве прилегающей территории вокруг небольших объектов, придомовых скверов и других объектов, к которым затруднен доступ тяжелой дорожной техники, устройство асфальтового покрытия обычно выполняется с использованием ручных катков. Однако такой инструмент в силу малой массы может не обеспечить должного уплотнения асфальтовой корки. Поэтому для работ целесообразно арендовать виброкаток.

Устройство и преимущества аренды

Виброкаток представляет собой платформу со смонтированным на ней малокубатурным бензиновым или дизельным двигателем, который посредством ременной передачи вращает эксцентрик, создающий вибрацию, передающуюся рабочим вальцам. При прохождении по поверхности такой каток создает уплотнение намного большее, чем обычный каток соотносимой массы. Таким образом, при аналогичной производительности вы используете более компактное оборудование, с которым вполне по силам управиться одному оператору. Кроме того, арендовав виброкаток, вы легко можете самостоятельно транспортировать его к месту выполнения работ на обыкновенном малотоннажном автомобиле, таком как «ГАЗель» или УАЗ.

Применение виброкатка

Чаще всего агрегат используется при подготовке основания перед укладкой финишного покрытия (тротуарной плитки, асфальта или устройства бетонной стяжки). Он прекрасно уплотняет рыхлые и сыпучие грунты, выравнивает насыпной слой гравия или щебня. Реже виброкаток применяют для финишной прокатки асфальта. Специфика работы механизма не дает получить идеально ровной поверхности (присутствует незначительная волнистость), поэтому обычно он нужен при уплотнении асфальта на отмостках или пешеходных дорожках, где гладкость покрытия не является критичной.

Благодаря компактности этот инструмент удобен на площадках с ограниченной площадью или сложным ландшафтом.

Так как такие работы выполняются относительно нечасто, ручной виброкаток удобно арендовать, это избавляет вас от затрат на обслуживание и хранение оборудования.

Из чего сделать каток для асфальта своими руками?

После того, как асфальт будет уложен на размеченную территорию, его необходимо будет тщательно утрамбовать в почву. Что бы будущая садовая дорожка была идеально ровной, без стыков и ямочек, каток должен быть широким (не менее 1 метра) и иметь приличный вес. Именно поэтому в качестве материала для самодельного асфальтного катка применяют толстостенные железные трубы либо вообще устаревший газовый баллон. Вес такого катка для асфальта своими руками будет не менее 100 кг, а то и 200, чего вполне достаточно для того, что бы сделать асфальтированную дорожку на даче.

Каток для асфальта своими руками

Помимо того, что ручной каток будет служить для укладки асфальта, его еще можно будет применять для утрамбовки почвы под газон и других, схожих работ на садовом участке.

Сейчас мы более детально рассмотрим технологии создания различных видов катков для асфальта своими руками!

Технология создания асфальтного катка своими руками

Каток из железной трубы

Для того что бы сделать каток из трубы нам потребуются следующие инструменты и материалы:

  • Болгарка
  • Сварочный аппарат
  • Электроды
  • Круг по металлу и шлифовальный круг
  • Железная труба диаметром 30 см (длина трубы 1 метр)
  • Металлический уголок шириной 50 мм и длиной не менее 2 метров
  • Подшипники – 2 шт.
  • 10 – сантиметровый вал для подшипников
  • Металлическая труба диаметром 30 мм и длиной 2,5 метра
  • Листы железа 30*30 см – 2 шт.
  • Песок

Итак, переходим к самой технологии создания катка для асфальта своими руками.

Каток из железной трубы

Первым делом к одному из торцов 30-сантиметровой трубы привариваем лист железа 30*30 см. Лист должен быть такого же диаметра, как и труба, поэтому оставшиеся уголки обрезаем болгаркой, а сам стык тщательно шлифуем. В результате у нас появилась труба с одним заваренным торцом (так называемым дном).

Теперь ставим трубу дном на почву и засыпаем в нее песок, тщательно утрамбовывая его, т.к. чем больше песка влезет, тем тяжелее будет каток для асфальта.

Сверху трубы по такой же технологии привариваем второй лист железа, после чего обрезаем его и тщательно шлифуем.

Для того, что бы в емкость катка можно было в дальнейшем досыпать песок (когда он хорошо утрамбуется), рекомендуется сделать на одной из боковых сторон отверстие с резьбой и закручиваемую пробку. Построение самой исполнительной части катка готово.

Далее переходим к механизму, который заставит каток вращаться. Берем 2 подшипника и забиваем в них вал (по 5 см в каждый), после чего прихватываем его сваркой.

После этого берем металлический уголок, и режим его на три части: 40 см, 40 см и 110 см. Свариваем все 3 части буквой П (40 см отрезки по бокам, 110 в середине) и привариваем к боковинам готовой рамы наружные части конструкции подшипника.

Теперь возвращаемся к самому катку, вычисляем центр окружности цилиндра с обеих сторон и на данном месте привариваем вал подшипника, который прихвачен к самому подшипнику.

Ну и, в конце концов, к П-образной раме привариваем металлическую трубу, которую заблаговременно разрезаем и свариваем буквой «Т» (продольная часть длиной 2 метра, поперечная 0,5 метра) что бы получилась удобная ручка.

На этом построение ручного катка для асфальта своими руками считается законченным.

Следует отметить, что можно обойтись и без создания подшипникового механизма для катка, вместо этого просто сделать в боковинах П-образной рамы отверстия, в которые вставится вал. Недостатком данной конструкции является то, что каток будет сложно толкать, а соответственно ни о каком комфорте не будет идти и речи!

Каток из газового баллона

Если в предыдущей инструкции мы представили технологию создания катка для асфальта, то данный в данном случае каток можно будет использовать для укатки почвы под газон, т.к. приспособление будет иметь небольшой вес.

Второй вариант создания ручного катка

Вся технология является идентичной предыдущей технологии, различие лишь в том, что исполнительным органом катка будет выступать старый газовый баллон.

Итак, сначала берем баллон, откручиваем вентиль и ждем, пока весь газ выйдет. Следует обратить внимание на то, что данную процедуру нужно проводить вдали от очагов огня, иначе можно получить опасные травмы из-за воспламенения выходящего газа.

После того как газ выйдет необходимо несколько раз набрать в баллон воду и слить ее, после чего оставить баллон на несколько дней для проветривания.

Далее болгаркой срезаем верхушку баллона, которая имеет закругленный вид (оставляем только цилиндрическую форму), заливаем в баллон воду и верхнее отверстие завариваем, используя сварочный аппарат и лист железа.

Как и в предыдущем случае, углы листа обрезаем и тщательно ошлифовываем. Следует отметить, что очень часто баллон имеет продольные выпуклые швы, их так же необходимо сравнять шлифовочным кругом, что бы будущий каток не оставлял следы на почве.

На это построение ручного катка своими руками из газового баллона считается оконченным. Как вы видите, процедура довольно простая и не требует больших материальных затрат.

Напоследок хотелось бы добавить, что перед использованием катка для укладки асфальта, необходимо смазать цилиндрическую поверхность соляркой, что бы асфальт не приставал к катку, благодаря этому работать будет легче.

Трамбование требуется при строительстве на грунте, засыпке подушки под фундамент (на любой почве), устройстве песчаного слоя для пола, укладке тротуарной плитки. Его выполняют либо вручную (с помощью самодельного или инструмента фабричного производства), либо механизированным методом, с применением различных виброприспособлений. При работе с оборудованием, действующем за счет передачи сильных механических колебаний, обязательно использование защитных средств для органов слуха и зрения, а также специальных перчаток, обуви и одежды.

Цель — получить плотный слой, не подверженный пучению, усадке, сжатию, создать надежную опору для фундамента, пола, дорожного покрытия. По технологии обычно делают несколько проходов по всей поверхности, затем визуально оценивают качество уплотнения. Хорошо утрамбованный материал не проваливается при наступании на него.

Где нужно трамбование песка?

1. Песчаный грунт.

Главная отличительная особенность заключается в том, что он плохо удерживает воду. Поэтому данный тип почв не подвержен морозному пучению, а значит подходит для зданий, в том числе жилых, но только одноэтажных или очень легких. Пучинистые почвы в зимнее время начинают выталкивать фундамент. Это связано с тем, что содержащаяся в них вода замерзает и расширяется. Такие почвы, в отличии от песчаных, для строительства мало или совсем непригодны. Их, а также слабые грунты часто полностью снимают и заменяют на песок. В любом случае при подготовке к монтажу фундамента требуется тщательное трамбование вручную или с применением специальных инструментов.

В процессе участок проходят трижды. Если после третьего раза достичь нужного результата не удалось, то делают тоньше слой. При уплотнении песка, в том числе при подготовке почвы, необходимо смачивать его, но умеренно. Сухой сыпучий материал не скрепляется, а слишком влажный невозможно качественно утрамбовать. Проверить степень увлажнения просто — если при сжатии в руке он не слипается в комок и не сыплется, то можно приступать к работе. В жаркое время года смачивать поверхность придется постоянно, так как она быстро высыхает.

2. Песчаная фундаментная подушка.

Фундаментную подсыпку используют при строительстве легких строений: каркасных, пеноблочных или одноэтажных из более тяжелых материалов. Для монтажа оснований многоэтажных зданий она не подходит, так как не отличается высокой несущей способностью.

Для устройства фундаментной подушки пригоден крупный речной или мытый карьерный песок. Покупать более дешевый (немытый) не стоит. Разница в цене несущественная, но при этом в грязном большое содержание примесей, прежде всего глины, что плохо влияет на прочность основания строения.

Положительные характеристики фундаментной подушки:

  • простота изготовления — обычная засыпка, без применения сложной техники;
  • доступность — песок легко купить с доставкой в любом регионе;
  • низкая цена;
  • хорошо снижает нагрузку на почву;
  • простота уплотнения даже вручную.

Применять для почв с высоким уровнем вод не желательно. Если этот материал — единственный возможный вариант, то на дно траншеи или котлована настилают геотекстиль. Толщину пласта подбирают с учетом предполагаемой нагрузки, типа грунта. Песок насыпают послойно, увлажняют (но не заливают водой) и плотно трамбуют.

3. Подстилающий слой для пола.

При устройстве в домах по грунту обязательно устраивают нежесткий подстилающий слой. Он включает в себя две прослойки. Их насыпают поверх гравия или щебня, каждый слой увлажняют и трамбуют. Для подсыпки используют, как и под фундамент, песок речной или мытый карьерный. Для достижения равномерности толщины устанавливают колышки, после их убирают.

4. Укладка тротуарной плитки.

При мощении пешеходных дорог, аллей и площадок тротуарной плиткой также обязательно применяют подсыпку из песка. Из нее делают первый и завершающий слои подушки под брусчатку. Между ними в качестве прослойки используют щебень. Все слои пирога под плитку по требованиям технологии плотно трамбуют, для достижения наилучшего результата периодически увлажняют.

Для подсыпки берут просеянный речной материал. Толщину его слоев определяют в зависимости от глубины траншеи, высоты элемента дорожного покрытия. Часто приходится снимать грунт на большую глубину из-за пучинистости, других проблем, не позволяющих почве стать надежной основой под монтаж тротуарной плитки. В этих случаях песка необходимо подсыпать много и тщательно трамбовать его. Финишный слой делают примерно в 7 см, часто в него добавляют сухой цемент.

Приспособления для трамбовки

Изготавливают из металла, оно весит от 5 до 10 кг. Состоит из рукоятки и основания («лапы») — пластины размером примерно 20 х 25 см или швеллера (чем меньше габариты этой детали приспособления, тем больше сила удара). Рукоять инструмента прямая (в виде трубы) или Т-образная, с двумя ручками по бокам. При необходимости ручную трамбовку со швеллером можно утяжелить, залив цементом.

Если есть необходимость сэкономить, то несложно сделать приспособление самостоятельно. Два варианта изготовления:

  • Сделать рукоять из тяжелого деревянного бруса длиной около 1 м и снизу прибить к нему «лапу» из прочной доски.
  • Купить отдельно готовую пластину (стоит около 1000 рублей) и насадить ее на черенок от лопаты или металлическую палку.

Для уплотнения грунта и сыпучих материалов, в том числе песка, на ограниченном пространстве используют «виброногу». Двигатель этого устройства работает на бензине или дизельном топливе. В основании аппарата расположена пластина «пята» шириной от 15 до 30 см и длиной около 33 см. Вибротрамбовки также различаются по мощности. Принцип действия основывается на вертикально направленной силе, как у ручного приспособления, но эффективность намного больше. Этот вид техники применяют на площадках, где невозможна эксплуатация крупногабаритного оборудования: виброплит и виброкатков.

Для работ на большой площади, при условии наличия возможности свободного перемещения, подходит трамбовка с использованием виброплиты. Этот аппарат состоит из двигателя, корзины с центральным валом, «пяты» или «башмака» и направляющей рукоятки. Агрегат движется вперед и назад, передавая частицам песка сильное механическое колебание (вибрацию), за счет чего и происходит уплотнение.

Виды оборудования для грунта и сыпучих материалов с плитным основанием:

  • бензиновые;
  • дизельные;
  • гидравлические;
  • электрические;
  • с дистанционным управлением.

Виброплиты различаются по весу. Для песка подходят самые легкие.

Для самых больших объемов работ используют виброкатки. Их виды:

  • с ручным управлением за счет направляющей рукоятки;
  • самоходный с кабиной для оператора одновальцовый (сзади на колесном ходу);
  • с кабиной двухвальцовый;
  • траншейный с дистанционным управлением.

Устройство качественного виброкатка позволяет осуществлять уплотнение и по краям площадки, то есть применение дополнительного оборудования (ручной или вибротрамбовки) не требуется.

Цена услуг профессиональных строителей по уплотнению песчаного грунта или подсыпки из песка — от 90 до 600 рублей за м2. Если площадь, которую необходимо утрамбовать, большая, или речь идет о постоянных работах, то нужно сопоставить эти расценки со стоимостью оборудования. Во многих случаях целесообразно приобрести приспособление или взять его в аренду и выполнить все самостоятельно.

Вид приспособления Цена, рубли
Ручная трамбовка с прямой рукояткой и основанием-пластиной 1800
Ручная с Т-образной рукояткой и основанием из швеллера 2800
Вибротрамбовка 27 500
Виброплита 21 000
Виброкаток ручной 270 000
Виброкаток с кабиной управления 2 000 000

Аренда приспособления для уплотнения вручную стоит примерно 500 рублей в неделю, прокат виброплиты или вибротрамбовки (в зависимости от модели) — от 700 до 3000 в сутки.

В зависимости от вида оборудования действует либо вертикально направленная сила ударов, либо передающаяся от вала катка или основания плиты вибрация. При любом варианте технология не включает в себя никаких секретов и сложностей.

Ручная электрическая или бензиновая (дизельная) вибротрамбовка – компактное специализированное строительное оборудование для уплотнения поверхности. Как правило, она имеет небольшие размеры. Уплотнение грунта вибротрамбовкой широко применяется в дорожном, промышленном и гражданском строительстве благодаря своей эффективности, универсальности и конкурентоспособной стоимости. В основе работы вибротрамбовки лежит использование подобранных частот вибрации, а благодаря низкому центру тяжести, вибрации передаются поверхности грунта равномерно и по заданной площади.

Для чего используют вибротрамбовку

По принципу работы вибротрамбовка похожа на вибрационную плиту или каток. Но, благодаря меньшему весу, цене и небольшим габаритам, вибротрамбовку используют в труднодоступных местах и на небольших строительных площадках, где нет возможности применять крупную технику или катки и виброплиты. Современная ручная электрическая или бензиновая вибротрамбовка оснащена всеми средствами безопасности, надёжными комплектующими и экономичным двигателем.

Этот агрегат пользуется большим спросом по ряду причин: экономичность, простота эксплуатации, надёжность, качество работы, долговечность, отличные показатели несущей способности. Весь широчайший ассортимент вибротрамбовок разделяют на два класса — бытовой и профессиональный. Некоторые области применения:

  • выполнение промышленного пола;
  • уплотнение грунта, гравия, щебня, песка и других сыпучих материалов;
  • уплотнение грунта в узких углах и траншеях;
  • при прокладке коммуникаций (кабелей связи, труб, газопроводов, канализации);
  • при изготовлении фундамента, перекрытия, искусственного водоёма;
  • установка столбов, свай и других бетоноукладочных работ;
  • ремонт и строительство автомобильных дорог, тротуаров и железнодорожных путей;
  • благоустройство территорий.

Конструкция, виды и принцип работы вибротрамбовки

Ручная электрическая или бензиновая вибротрамбовка состоит из двигателя, привода, виброблока и башмака. Крутящий момент привода вибротрамбовки передаётся через редуктор к виброблоку или эксцентрику. После, колебания переходят на подошву или башмак и далее на поверхность. Вследствие этого, лишний воздух удаляется с поверхности и увеличивает её плотность. Это важный фактор для долговечной эксплуатации возводимой конструкции. Существует 3 вида вибротрамбовок по типу установленного двигателя:

  • бензиновая вибротрамбовка, с двухтактным или четырехтактным двигателем. Мощное, производительное и мобильное устройство. Используют на улице, там, где отсутствуют электрические сети;
  • электрическая вибротрамбовка. Имеет небольшой вес, компактна, малошумная, манёвренна и экологична (не создаёт вредных выхлопов). Используется в закрытых помещениях. Питание от сети 220 В;
  • дизельная. Используется при больших объёмах работ, так как обладает высокой мощностью и производительностью. Имеет большой вес и осуществляет максимально глубокое уплотнение поверхности. Экономична, надёжна.

Вибротрамбовки различаются по следующим техническим характеристикам:

  • размеры башмака. Влияют на мобильность агрегата, площадь обрабатываемого пространства и проходимость;
  • амплитуда колебаний башмака — размах хода. Для уплотнения грунта больший диапазон — около 60 мм, а для плитки меньший диапазон (до 25 мм);
  • производительность. Указывает на скорость работы (частота ударов в минуту);
  • наличие заднего хода;
  • вес и габариты.

Если говорить о показателях, то вибротрамбовки различаются по мощности двигателя (2,2–5,5 л. с.), по величине усилия (13–15 кН), по размаху хода (амплитудой колебаний) − от 25 до 80 мм. Производительность вибротрамбовки может достигать 300 м 2 /час.

Выбор вибротрамбовки

При выборе учитывают все технические характеристики. При большом размере башмака удобнее будет работать на больших участках, при маленьком – на узких. Вибротрамбовка с более высоким значением производительности быстрее обработает поверхность высокой плотности. Бензиновая трамбовка обладает самой большой частотой удара. Небольшая вибротрамбовка с малым весом подойдёт для узких мест, а более мощная и тяжёлая, для уплотнения траншей и дренажа.

На цену вибротрамбовки влияет много факторов: назначение, бренд, производительность, а также место покупки. Например, бензиновая имеет небольшую стоимость, приличную мощность и низкий уровень шума при работе. Такая трамбовка способна работать во многих условиях, так как не нуждается в электропитании. Дизельный вариант не так популярен, потому что стоит дороже и имеет более высокий шумовой порог, однако, он позволяет неплохо экономить на топливе. У кого-то условия позволяют использовать электрическую.

Большой выбор существует в Москве. Чтобы узнать, как купить вибротрамбовку по доступной цене, можно, например, для начала просмотреть интернет-каталог продаж в Москве. Если существует потребность покупки оптом, то в Москве можно купить вибротрамбовку по самой выгодной цене. Можно найти одно из лучших предложений с описанием, отзывами, фото и адресами магазинов. Если купить вибротрамбовку в Москве, то это будет отличной альтернативой дорогостоящей технике.

Вибротрамбовка своими руками

Вибротрамбовка, цена которой будет ниже магазинной или необходимой для малого вида работ, можно изготовить и самому. Такая ручная вибротрамбовка больше будет походить на виброплиту, но при правильном изготовлении будет обладать такими же свойствами что и вибронога. Чаще её изготавливают электрическую. Имея нужные комплектующие детали и инструменты (сварочный аппарат, болгарка и прочее) можно легко её изготовить своими руками.

Самодельная вибротрамбовка состоит из узлов: рама – силовой каркас конструкции; башмак в виде плиты – стальная, чугунная заготовка, которую крепят к раме в нижней части; вибратор – механизм с эксцентриком для осуществления колебательных движений; привод – бензиновый или электрический двигатель. Вращение передаётся клиновым ремнём с двигателя на вал вибратора.

Самые лучшие варианты также предусматривают наличие дополнительных возможностей: реверс – хорошо в ограниченных и узких пространствах; защитные элементы – кожухи, обеспечивающие безопасность человека от случайного наматывания одежды на подвижные детали; орошение – актуально при работе на твёрдых шероховатых поверхностях. Для снижения вибраций желательно установить резиновые бобышки под креплением мотора.

Обслуживание вибротрамбовки

Как и любая техника, вибротрамбовка нуждается в своевременном обслуживании и техническом контроле. Необходимо обращать внимание на воздушный фильтр двигателя, загрязняемый в процессе работы. Если за ним не следить, происходит быстрый износ карбюратора и поршневой группы. Следует не забывать и о контроле масла в редукторе. Во время работы следует помнить о том, что вибротрамбовку нельзя запускать на твёрдых поверхностях, так как происходит разрушение башмака. Электрические элементы также необходимо проверить на наличие целостности.

Ручной каток для уплотнения грунта используется при благоустройстве участка.

В частности, он необходим для обустройства газона.

Дачнику или садоводу стоит познакомиться с этим примитивным, но очень нужным инструментом поближе.

Для чего нужен садовый каток

Каток используется в целом ряде операций:

  1. уплотнение слоев песчано-гравийной подушки. Песок и гравий (щебень) — материалы с высоким коэффициентом фильтрации, то есть они обладают выраженными дренажными свойствами. Подушка из этих материалов служит основанием для дорожек, бетонных и асфальтированных площадок, газонов — если грунт на участке глинистый. Без уплотнения она под нагрузкой просядет, а вместе с ней и расположенное сверху финишное покрытие;
  2. уплотнение грунта. Почву уплотняют перед устройством песчано-гравийной подушки и перед высевом газона либо укладкой рулонного. Плотный грунт под газоном позволит без появления следов ходить и бегать по нему, перемещать газонокосилку, устанавливать скамейки, столики и прочие элементы благоустройства;
  3. вдавливание семян газонной травосмеси в грунт после высева. Порядок действий следующий: участок засеивают семенами травы, сверху набрасывают перегной и мульчу, затем прикатывают катком. При помощи уплотнения предотвращается выветривание, вымывание и выклевывание птицами семян. Обеспечивается хороший контакт семян с грунтом, отчего они быстрее прорастают и развиваются. Повышается способность грунта удерживать воду, что также помогает семенам развиваться быстрее;
  4. укатка рулонного газона. Последний представляет собой смотанный в рулон дерн с травой, то есть готовый газон. Покупателю остается только расстелить его на участке. Прокатка обеспечивает плотное прилегание дерна к грунтовому основанию, отчего газон приживается лучше и быстрее. Эта операция позволяет выявить и устранить неровности под газоном. За счет сдавливания дерна укатка способствует сращиванию отдельных фрагментов рулонного газона;
  5. обработка травы после стрижки. Прикатывание делает стриженую траву мягкой и шелковистой;
  6. разрушение ледяной корки. Последняя образуется зимой и ранней весной и является нежелательной, поскольку нарушает газообмен;
  7. уплотнение отремонтированного участка. Способствует лучшей приживаемости восстановленного после повреждения участка газона и его сращиванию с прилегающими старыми площадями;
  8. уплотнение гравийных и песчаных дорожек.

Что из себя представляет?

Садовый каток представляет собой полый цилиндр с закрытым пробкой «заправочным» отверстием. Рабочий орган закрепляют в П-образной раме так, чтобы он мог вращаться вокруг продольной оси.

К раме прикреплена ручка или прицепное устройство. Через «заправочное» отверстие каток заполняют различными материалами, отчего его вес увеличивается в несколько раз. После опорожнения каток снова становится легким и потому удобным для транспортирования.

Как выбрать каток для газона?

Инструмент подбирают по таким критериям:

  1. ширина. Чем габаритнее данный параметр, тем большую площадь каток обрабатывает за один проход и тем быстрее этот процесс будет закончен. Потому при значительных размерах обрабатываемой территории целесообразно приобрести каток пошире. Однако, если это ручная модель, следует учесть и существенный вес — с возрастанием ширины его также увеличивают с целью обеспечить требуемое удельное давление на грунт. Управиться с широким инструментом может только физически крепкий человек;
  2. вес катка в пустом виде и в заполненном различными материалами;
  3. материал. Каток постоянно контактирует с влагой: она содержится в грунте, ею пропитывают песок при устройстве песчано-гравийной засыпки, воду наливают внутрь с целью утяжеления. В связи с этим целесообразно приобретать инструмент из нержавеющей стали или с прочным антикоррозионным покрытием — он прослужит дольше. Коррозии не подвержен и пластик — из него также делают катки. Такой инструмент уступает по прочности стальному и потому служит меньше, но зато и стоит намного дешевле;
  4. толщина стенки. Чем выше этот показатель, тем более прочным и долговечным будет приспособление;
  5. длина ручки. Влияет на удобство работы катком. Среднестатистическому пользователю подходит ручка длиной 90 см, но человеку высокого роста она покажется коротковатой;
  6. вид тяги.

По виду тяги садовые катки делятся на:

  • ручные: устройство оснащено ручкой. Удерживая за нее инструмент, пользователь перемещает его собственными усилиями. Ручные катки применяют на участках небольших размеров;
  • прицепные: такие катки представляют собой прицеп к мини-трактору. В сравнении с ручными, они более широкие и массивные. Используются для обработки участков большой площади;
  • механические: оборудованы собственным приводом. Применяются для обработки больших спортивных газонов — футбольных, полей для гольфа и пр.

Общие советы по использованию

Масса инструмента зависит от материала, используемого в качестве наполнения. Для наглядности можно рассмотреть небольшой каток, весящий в пустом виде 15 кг.

При наполнении разными материалами вес катка составляет:

  • водой: 65 кг;
  • песком: 95 кг;
  • цементом: 105 кг.

Если веса воды достаточно, она является предпочтительным наполнителем, поскольку легко из катка удаляется. В случае применения сыпучих материалов, опорожнить каток намного сложнее, особенно крупногабаритную модель. Оставленный на зиму каток с водой при ее замерзании лопнет. Поэтому перед его отправкой на хранение в неотапливаемое помещение, жидкость обязательно сливают.

Если во время укатки основания под газон на нем обнаружены неровности, не стоит игнорировать их или пытаться сгладить катком. Даже самые незначительные оставшиеся неровности испортят газон и сделают его травмоопасным: через кочку может споткнуться человек, что особенно нежелательно во время бега.

Также есть вероятность повреждения ножей газонокосилки. Правильнее срезать неровности лопатой или вилами и только потом пройтись катком по подготовленному участку. Углубления тоже устраняют: засыпают землей с верхом и затем прикатывают.

Если катка заводского производства под рукой нет и поэтому принято решение изготовить его самостоятельно, за основу рекомендуется взять готовое изделие, например:

Резать газовый баллон допускается лишь при полном отсутствии в нем малейших следов газа. Потому емкость сначала несколько раз промывают, до краев заполняя водой, затем некоторое время проветривают.

Простая версия самодельного катка делается так:

  1. в трубу или иное изделие круглого сечения диаметром от 350 мм и длиной от 0,5 до 1 м, заводится труба диаметром около 20 мм и фиксируется точно посредине — это ось;
  2. конструкция ставится вертикально на подставки и закрывается снизу фанерным щитом (для оси требуется просверлить в нем отверстие);
  3. внутрь заливают цементный раствор;
  4. после высыхания раствора каток опрокидывают в горизонтальное положение, продевают во внутреннюю трубу (ось) стальной прут и привязывают к нему с обеих сторон веревку.

При укатке инструмент тянут за веревку. Более сложный вариант катка изготавливают с применением подшипников и удобной ручки. Для этого потребуется электросварка.

Стоимость

Понятие о ценах на катки заводского изготовления помогут получить два примера.

  • диаметр: 320 мм;
  • ширина: 490 мм;
  • длина ручки: 900 мм;
  • вес без заполнителя: 10 кг.

Вес при заполнении различными материалами:

  • водой: 60 кг;
  • песком: 90 кг;
  • цементом: 100 кг.

Стоимость: 3,8 тыс. руб.

Характеристики большого катка:

  • диаметр: 420 мм;
  • ширина: 490 мм;
  • длина ручки: 900 мм;
  • вес без заполнителя: 23 кг.

Вес при заполнении различными материалами:

  • водой: 90 кг;
  • песком: 150 кг;
  • цементом: 180 кг.

Стоимость: 5,8 тыс. руб.

Видео по теме

Как сделать каток ручной для газона своими руками:

Как видно, каток — очень нужный инструмент, но применяется он относительно редко. В связи с этим, целесообразно не приобретать изделие, а брать его напрокат.

При отсутствии такой возможности, инструмент изготавливают самостоятельно, как это было показано выше либо еще проще — из двух соединенных пластиковых бутылей объемом по 20 л. Масса такого одноразового катка при заполнении песком составит около 100 кг, чего вполне достаточно для прокатки высаженных семян.


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *